Module 5. Psychological problems of the mass media genre

FAMILY AS A SOURCE OF STATEMENT AND DISTRIBUTION OF CULTURAL VALUES ON THE INTERNET


N.V. Konnova

(Russia, Astrakhan State University)


Культура представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих индивидуальное самоопределение личности.Социальное и культурное растворены друг в друге, так как в любом социальном явлении всегда присутствует человек, как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Сущность социума – делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения, сущность культуры – способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.
Ценностно-ориентационный уровень культуры определяет жизненные ценности и идеалы, как личностные, так и общественные, социальные ориентации и стандарты поведения, индивидуальное самоопределение личности. Культура, по мнению Сорокина П.А., совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения(Сорокин, 2019: 218). Самореализация личности, перевод общественных ценностей в личные не возможен без самодеятельности человека, его встречной активности по усвоению общественных норм и идеалов. Мало знать, каждому человеку надо открыть эти ценности для себя и осуществлять эти ценности в условиях повседневности.
Человек как субъект социально-культурной деятельности сам организует свою среду и жизнедеятельность – в соответствии с ценностями, потребностями, установками. Образ жизни – это, прежде всего, определённое качество жизнедеятельности, критерием его являются уровень сформированности и развития человека как субъекта культуры, характер и содержание его ценностей и соответствующих форм деятельности в различных сферах культурной жизни (художественной, духовной, нравственной, экологической и т.д.), а также его способность максимально использовать социокультурную среду и сферы жизнедеятельности в качестве пространства развития и реализации своих творческих сил и способностей.
В становлении культуры личности большое место отводится культуре общения. Последняя - одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколению. Ценность и эффективность общения во всех его видах - служебного, неформального, досугового общения в семье и т.д. - в решающей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры общения. Процессы успешной социализации и идентификации личности требуют стабильного ритма социальных отношений, предполагают долговременность межличностных отношений, направленность этих отношений не на индивидуалистические устремления, а на реализацию высоких социальных и духовных ценностей.
Смысловые и символические составляющие культурного пространства неизбежно играют роль ориентира в ценностных предпочтениях, формируют чувство семейной близости, родственности составляющих его людей, мотивируют поведение людей – «от преданной любви до безразличия, от искреннего почитания до надругательства, от благолепия до варварства» (Иконникова, 1996: 117).
Семья уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Роль семьи в передаче следующим поколениям социокультурного опыта, в воспроизведении ценностно-смыслового пространства национальной культуры, формировании культурного облика человека представляется исключительной. Феномен родительской культуры – это не только зеркало народа, его самобытности, ценностей, обычаев и традиций, понимания обществом конкретной эпохи, личности, человеческих взаимоотношений, но также и отражение будущего этого народа. Активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства «малой родины», любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Человеческая семья, считает Ильин И.А., есть целый остров духовной жизни, и если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад (Ильин, 2016: 201).
Как фундаментальная социальная общность людей, имеющая сложную природу социального института и малой социальной группы, семья, выполняя важнейшие социальные функции, играя особую роль в жизни человека и общества, «содержит в миниатюре все те противоречия, которые позднее широко развиваются в обществе и в его государстве» (Маркс, Энгельс, 1982: 61).
В современной России сложилась уникальная ситуация, когда происходит разрушение существовавшей в течение длительного времени системы ценностей, а новая система ценностей еще не утвердилась, находясь в стадии становления. Объективно это должно повышать роль семьи как транслятора культурных ценностей, поскольку именно здесь осуществляется процесс интериоризации ценностного инварианта формирующейся личности. Однако в реальности эта роль семьи снижается, культурные факторы, определяющие связь поколений в современной российской семье ослаблены в результате того, что интериоризация ценностей культуры молодым поколением осуществляется, преимущественно, за счет других агентов социализации. Но только семья способна передать формирующейся личности уникальное единство духовных и витальных ценностей, культуры общества и культуры конкретной социальной группы, только она является субъектом-носителем этого единства и транслятором ценностей культуры, в их единстве с ценностями природы, использующим механизмы социализации.
Культурные традиции как историческая память – непременное условие не только существования, но и развития культуры даже в случае созидательных качеств новой культуры, включает в себя преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности – это общий закон развития, который действует и сфере культуры. «Традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллективной адаптации общности к её среде. Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречёте его на медленный, неизбежный процесс умирания»(Белик, 2018: 14).
Наиболее жизнеспособной стратегией развития семейной культуры в современном обществе является ориентация на российские цивилизационные ценности, перспективной тактикой – введение современной семьи в культурно-педагогическую практику через деятельное освоение и осмысление воспитательного потенциала традиционной культуры в неотъемлемом сопряжении с социокультурной динамикой, с модернизацией. С этой точки зрения значительное место имеют уже не прежние формы закрепления социокультурного опыта, а сами ценности, идеи и идеалы, смысложизненные импульсы, структурирующие жизнь общества. Таким образом, традиция может выступать «и как естественный механизм трансляции и сохранения культуры, и как проводник рационального обновления»(Антонова, 2016: 13).
Семья и ее ценности относятся к ценностям высокого духовного порядка и свойственны личности, устремленной на реализацию потребностей личностного роста, самоактуализации. Такая установка предполагает, что создание здоровой и гармоничной семьи требует от партнеров серьезного духовного, душевного труда. В то же время реализация семейных планов в большой степени зависит как от общественно-политической и социально-экономической ситуации, так и от идеологии в обществе. Здесь проблема семьи выступает как проблема отношения в ней противоположностей субъективного и объективного, соотношения подчас конфликтующих интересов тотального - общества, партикулярного - семьи и индивидуального - личности.
Культура семьи предполагает взаимосвязь духовных и витальных ценностей. При этом усвоение ценностей культуры в семье служит способом сохранения природных фамильных ценностей (биологическое наследование). Поэтому укрепление связи между двумя этими ценностными конфигурациями является необходимым условием прекращения депопуляции в современной России.
Таким образом, сущность и смысл семьи состоит не просто в воспроизводстве населения или детопроизводстве, а в продлении рода в широком смысле слова. Через неё род развивает заложенные духовные качества, реализует себя, своё назначение. Семья выступает как связующее звено поколений рода, как носитель общего социального опыта, социальных ориентиров и ценностей.

Литература

1. Антонова Е.Л. Ценности народной культуры в историческом измерении. -Белгород, 2016. – 279 с.
2. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. - М.: Гнозис, 2018. – 296 с.
3. Иконникова С.Н. Культурное пространство и возрождение России. - СПб., 1996. – 198 с.
4. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 2016. – 328 с.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – М.: Политиздат, 1982. - Т. 3. – 386 с.
6. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М., 2019. – 279 с.
Made on
Tilda