Модуль 5. Психологические проблемы масс-медийного жанра

СЕМЬЯ КАК ИСТОЧНИК УТВЕРЖДЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ


Н.В. Коннова

(Россия, Астраханский государственный университет)


Культура представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих индивидуальное самоопределение личности.Социальное и культурное растворены друг в друге, так как в любом социальном явлении всегда присутствует человек, как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Сущность социума – делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения, сущность культуры – способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.
Ценностно-ориентационный уровень культуры определяет жизненные ценности и идеалы, как личностные, так и общественные, социальные ориентации и стандарты поведения, индивидуальное самоопределение личности. Культура, по мнению Сорокина П.А., совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения(Сорокин, 2019: 218). Самореализация личности, перевод общественных ценностей в личные не возможен без самодеятельности человека, его встречной активности по усвоению общественных норм и идеалов. Мало знать, каждому человеку надо открыть эти ценности для себя и осуществлять эти ценности в условиях повседневности.
Человек как субъект социально-культурной деятельности сам организует свою среду и жизнедеятельность – в соответствии с ценностями, потребностями, установками. Образ жизни – это, прежде всего, определённое качество жизнедеятельности, критерием его являются уровень сформированности и развития человека как субъекта культуры, характер и содержание его ценностей и соответствующих форм деятельности в различных сферах культурной жизни (художественной, духовной, нравственной, экологической и т.д.), а также его способность максимально использовать социокультурную среду и сферы жизнедеятельности в качестве пространства развития и реализации своих творческих сил и способностей.
В становлении культуры личности большое место отводится культуре общения. Последняя - одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколению. Ценность и эффективность общения во всех его видах - служебного, неформального, досугового общения в семье и т.д. - в решающей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры общения. Процессы успешной социализации и идентификации личности требуют стабильного ритма социальных отношений, предполагают долговременность межличностных отношений, направленность этих отношений не на индивидуалистические устремления, а на реализацию высоких социальных и духовных ценностей.
Смысловые и символические составляющие культурного пространства неизбежно играют роль ориентира в ценностных предпочтениях, формируют чувство семейной близости, родственности составляющих его людей, мотивируют поведение людей – «от преданной любви до безразличия, от искреннего почитания до надругательства, от благолепия до варварства» (Иконникова, 1996: 117).
Семья уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Роль семьи в передаче следующим поколениям социокультурного опыта, в воспроизведении ценностно-смыслового пространства национальной культуры, формировании культурного облика человека представляется исключительной. Феномен родительской культуры – это не только зеркало народа, его самобытности, ценностей, обычаев и традиций, понимания обществом конкретной эпохи, личности, человеческих взаимоотношений, но также и отражение будущего этого народа. Активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства «малой родины», любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Человеческая семья, считает Ильин И.А., есть целый остров духовной жизни, и если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад (Ильин, 2016: 201).
Как фундаментальная социальная общность людей, имеющая сложную природу социального института и малой социальной группы, семья, выполняя важнейшие социальные функции, играя особую роль в жизни человека и общества, «содержит в миниатюре все те противоречия, которые позднее широко развиваются в обществе и в его государстве» (Маркс, Энгельс, 1982: 61).
В современной России сложилась уникальная ситуация, когда происходит разрушение существовавшей в течение длительного времени системы ценностей, а новая система ценностей еще не утвердилась, находясь в стадии становления. Объективно это должно повышать роль семьи как транслятора культурных ценностей, поскольку именно здесь осуществляется процесс интериоризации ценностного инварианта формирующейся личности. Однако в реальности эта роль семьи снижается, культурные факторы, определяющие связь поколений в современной российской семье ослаблены в результате того, что интериоризация ценностей культуры молодым поколением осуществляется, преимущественно, за счет других агентов социализации. Но только семья способна передать формирующейся личности уникальное единство духовных и витальных ценностей, культуры общества и культуры конкретной социальной группы, только она является субъектом-носителем этого единства и транслятором ценностей культуры, в их единстве с ценностями природы, использующим механизмы социализации.
Культурные традиции как историческая память – непременное условие не только существования, но и развития культуры даже в случае созидательных качеств новой культуры, включает в себя преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности – это общий закон развития, который действует и сфере культуры. «Традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллективной адаптации общности к её среде. Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречёте его на медленный, неизбежный процесс умирания»(Белик, 2018: 14).
Наиболее жизнеспособной стратегией развития семейной культуры в современном обществе является ориентация на российские цивилизационные ценности, перспективной тактикой – введение современной семьи в культурно-педагогическую практику через деятельное освоение и осмысление воспитательного потенциала традиционной культуры в неотъемлемом сопряжении с социокультурной динамикой, с модернизацией. С этой точки зрения значительное место имеют уже не прежние формы закрепления социокультурного опыта, а сами ценности, идеи и идеалы, смысложизненные импульсы, структурирующие жизнь общества. Таким образом, традиция может выступать «и как естественный механизм трансляции и сохранения культуры, и как проводник рационального обновления»(Антонова, 2016: 13).
Семья и ее ценности относятся к ценностям высокого духовного порядка и свойственны личности, устремленной на реализацию потребностей личностного роста, самоактуализации. Такая установка предполагает, что создание здоровой и гармоничной семьи требует от партнеров серьезного духовного, душевного труда. В то же время реализация семейных планов в большой степени зависит как от общественно-политической и социально-экономической ситуации, так и от идеологии в обществе. Здесь проблема семьи выступает как проблема отношения в ней противоположностей субъективного и объективного, соотношения подчас конфликтующих интересов тотального - общества, партикулярного - семьи и индивидуального - личности.
Культура семьи предполагает взаимосвязь духовных и витальных ценностей. При этом усвоение ценностей культуры в семье служит способом сохранения природных фамильных ценностей (биологическое наследование). Поэтому укрепление связи между двумя этими ценностными конфигурациями является необходимым условием прекращения депопуляции в современной России.
Таким образом, сущность и смысл семьи состоит не просто в воспроизводстве населения или детопроизводстве, а в продлении рода в широком смысле слова. Через неё род развивает заложенные духовные качества, реализует себя, своё назначение. Семья выступает как связующее звено поколений рода, как носитель общего социального опыта, социальных ориентиров и ценностей.

Литература

1. Антонова Е.Л. Ценности народной культуры в историческом измерении. -Белгород, 2016. – 279 с.
2. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. - М.: Гнозис, 2018. – 296 с.
3. Иконникова С.Н. Культурное пространство и возрождение России. - СПб., 1996. – 198 с.
4. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 2016. – 328 с.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – М.: Политиздат, 1982. - Т. 3. – 386 с.
6. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М., 2019. – 279 с.
Made on
Tilda