Practical aspects analysis of modern mass media technologies (on the base of sports media).
Juliana V. Rovinskaya
(Russia, Pyatigorsk State Linguistic University)
Целесообразно представить комплексный анализ принципов, методов и взглядов на работу журналистов с коммуникативной точки зрения. Опыт сотрудничества с представителями таких СМИ, как «Нью-Йорк таймс», «Рейтер», «Ю-эс- эй Тудей», «Ассошиэйтед Пресс» и других предоставил уникальную возможность рассмотреть коммуникативные нюансы внутрикорпоративного сотрудничества.
Спорт в странах Западной Европы и США воспринимается как игровая индустрия. Правила и общая методология, которые используются при трансляции, ретрансляции и в целом освещении спортивных мероприятий подчинены законам игровой индустрии и популярно-массового развлечения.
В зарубежной журналистике существует негласный термин, не отраженный в словарях, который обозначается как «киберспорт». При этом киберспорт – это маленький сегмент игровой индустрии, который смог расцвести в последние годы. Сама игровая индустрия огромна – около 8 трлн фунтов стерлингов.
Несмотря на отсутствие данного термина в англоязычных словарях, спортивные журналисты пользуются им постоянно. Уточнение смысла понятия позволило понять, что в его основе отражена идея спорта как одного из видов игры.
Если спорт воспринимается в обычном смысле, то все должно сводиться к качеству соревновательного процесса и подогревающей его напряженности. Но при освещении киберспорта профессионализм – не самое главное. В силу вступают законы презентабельности, приверженности, самопродажи. Другими словами, методы коммерциализации играют доминирующую роль в коммуникативных отношениях.
Погружаясь в историю, можно сказать, что отсчет истории так называемого киберспорта стоит вести от турнира
Red Annihilation в 1997 г., где впервые был объявлен крупный приз, а именно: победитель получил «Феррари». Это событие стало искрой, которая вылилась в миллионы долларов призовых. Соревновательная сторона игр стала перерастать в финансовую состязательность. В результате киберспортивая арена стала основой для информационных сайтов.
Не менее интересное наблюдение состоит в том, что специфика спортивных игр отражается на их трансляционном приоритете. Так, приоритет получают командные состязания. Это вполне объяснимо, так как именно в подобных видах спорта наиболее силен элемент непредсказуемости развития событий, высока вариативность ситуаций противостояния команд. Эффект усиливается также присутствием на игровой площадке значительного количества игроков (от 2 до 11), что также повышает интерес публики.
При этом существует разделение болельщиков соперничающих команд, конкретного игрока или игроков, что также является стимулом к общественной активности и формирует коммуникативную ценность происходящего спортивного события.
Еще один момент достоин того, чтобы обратить внимание. Если первоначально спортивные мероприятия позиционировались как часть общей информационной картины, то в современной ситуации глобализации и множественности каналов распространения информации сообщения результатов спортивных соревнований, анализ их хода претендуют в совокупности на свою, автономную часть общего медийного пространства в печатных и электронных СМИ.
Стал меняться и жанровый подход к реализации спортивной тематики в эфире электронных СМИ. Используя прежний алгоритм «голы, очки, секунды», спортивные журналисты все чаще обращаются к коммуникативному контексту, который сопровождает любое спортивное событие. По этой причине в журналистский арсенал включаются такие жанры, как репортаж, интервью, обозрение, ток-шоу. В результате спорт интересует СМИ не только как отражение новостной информации, но и повод для расширения тематических возможностей информационных каналов.
Одной из очевидных особенностей утверждения спорта как коммуникативного тренда является формирование специфической иерархии телегеничных видов спортивных соревнований. В результате эмпирического анализа материала спортивного вещания можно прийти к выводу, что в настоящее время складывается определенная «лестница приоритетов»: хоккей, футбол, фигурное катание, биатлон, лыжный спорт, теннис, баскетбол, бокс.
По ходу дискуссий с зарубежными тележурналистами во время Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. были уточнены коммуникативные принципы организации их практической деятельности. В частности, в последнее время в спортивной тележурналистике встречается практика создания информационного следа.
При воплощении вышеобозначенной тактики аудиторию постоянно готовят к ожиданию определенного спортивного мероприятия (матча, чемпионата); зрителю, слушателю или читателю стремятся сообщить максимум информации, даже статистической. Аналогичный подход сопровождает и последующие описание и анализ состоявшегося спортивного события.
Наряду с этим возникают журналистские материалы, произведенные на стыке сопутствующих тем – политика, бизнес и др. При этом подобный комплексный подход существует как дополнение к основному коммуникативно-событийному стержню спортивного вещания, которое своей непредсказуемостью повышает интерес аудитории.
Более того, утверждение спорта в качестве доминантной части содержания вещания закономерно привело к адаптации самих видов спорта к потребностям и возможностям организации вещания. Именно этим можно объяснить модернизацию правил проведения соревнований в футболе, хоккее, волейболе, борьбе, боксе. Конечно, наиболее наглядно взаимонаправленное движение СМИ и спорта проявляется в организации таких крупных международных соревнований, как Олимпийские игры.
Появилось понятие информационно-коммуникативной привлекательности, или инфогеничности, которое зависит от правил спортивных соревнований, природной среды, погодных условий. Популярность конкретного вида спорта определяется частотой показа на телевидении. Вопрос о доступе на телеэкран определенного вида спорта находится в прямой зависимости от фактора его зрелищности, адаптивности, степени демократизации в характере правил проведения спортивных соревнований.
С другой стороны, коммуникативно-аудиторный фактор также определяет популярность спортивного мероприятия как зрелищной формы досуга. Французский исследователь П. Кайуа в работе «Игры и люди» проанализировал коммуникативно-психологическую привлекательность для аудитории тех спортивных соревнований, которые наблюдает большое количество зрителей.
При этом СМИ используют законы массового воздействия с опорой на массовое, а не индивидуальное сознание. В этой связи достаточно важно осознание и применение на практике законов коммуникативного спортивного пространства через призму коммуникативного притяжения и отталкивания. Это позволяет спортивным журналистам связывать разбросанную по всему миру аудиторию в эффективное сообщество, способное стать субъектом спортивно-коммуникативного процесса.
Можно вполне обоснованно утверждать, что спорт как система организации и трансляции спортивных соревнований испытывает давление со стороны медийной культуры, ее стереотипов и мегатрендов, при этом постепенно становясь частью коммуникативного вещания массово-культурного жанра.
Потоки информации в спортивных массмедиа достаточно организованы, и только со стороны они могут выглядеть как свободный прилив новостей. В 1973 г. было изучено 1000 спортивных сообщений в «Нью-Йорк таймс» и «Вашингтон пост», чтобы установить каналы, по которым это сообщение достигло печати. Исследователи установили несколько каналов данного типа:
а) рутинный (через пресс-конференции, пресс- релизы, сообщения из официальных источников);
б) неформальный (утечка информации, сообщения из неофициальных источников)
в) свободный (собственные интервью репортеров и журналистов с носителями информации, собственные рассуждения, события, увиденные собственными глазами).
В соответствии с исследованиями свободный канал стал источником всего лишь 25% сообщений на спортивную тематику, в то время как рутинный канал получил 60% спортивных сообщений. Данное статистическое соотношение организованной и свободной информации в современных массмедиа спортивного характера оказывается действенным с точки зрения сегодняшнего дня.
Средства массовой коммуникации спортивного вещания непосредственно заинтересованы в информации. Одним из важных условий предоставления информации является соответствие требованиям политики конкретного канала коммуникации (пресса, радио, телевидение) и новизны общим условием для всех информационных каналов.
На основе опроса западноевропейских и американских спортивных журналистов можно привести перечень требований, соблюдение которых необходимо при предоставлении информации:
- предоставление информации с точки зрения общественных интересов, не корпоративных или собственных;
- стиль предоставляемой информации должен быть легкодоступным для восприятия большой аудиторией самого разного уровня образования и воспитания;
- предоставление наиболее важных фактов в начале информационного блока.
- Спортивные журналисты предпочитают полагаться на пресс-релизы, описывающие происходящие события, биографии официальных лиц, выступление которых планируется на мероприятии, копии речей, которые должны быть произнесены, брошюры о событии, его спонсорах, фотографии (видеоматериалы).
- Относительно неправильно представленной информации существуют собственные в каждом конкретном средстве массовой коммуникации принципы. Одни информационные каналы придерживаются правила исправления несоответствий, другие (их большинство) – не допускают исправлений, объясняя это возможностью повторного появления неправильной информации, что, в свою очередь, привлекает к ней внимание, и она откладывается в памяти в подобном виде. Подобный принцип идет в русле законов контрпропаганды во время Второй мировой войны, когда существовало сходное правило, гласившее о том, что лучше не опровергать сообщение противника, чтобы не привлекать к нему внимание широких масс.
- С данным подходом прочно согласуется требование более компактного представления информации, способствующее ее лучшему запоминанию и усиливающее ее воздействие. Сообщения-новости спортивного характера изобилуют цифровыми данными (точными и неточными), что обозначает точность сообщения (вне зависимости от точности цифровых показателей) и, значит, его объективность.
- Интересно отметить, что Т. ван Дейк [3] считает, что под точностью имеется в виду моделирование точности, так как в случае ошибочных данных они не исправляются.
- В рамках другого исследования Т. ван Дейк (Van Dijk, 2014) указывает на отсутствие исправления цифровых неточностей в журналистике как очередное доказательство риторической природы категории точности и ее достижения.
- Цифровая игра демонстрирует «принятие экспертизы более властных институций» (Van Dijk, 2014: 118).
Спортивная коммуникация представляет собой многофакторное явление, включая трансляцию информации со стороны спортивных журналистов и восприятие информации со стороны аудитории спортивного вещания. При этом последняя находится во власти печатного слова или экранного изображения. Для спортивных журналистов существует различие в функциональной специфике спортивного вещания: печатная страница предоставляет лучшую возможность выразить мысль и прямое действие, телеэкран – реакцию на действие и на мысль.
Спортивный журналист является в определенной степени прикладным коммуникатором, который перекодирует вербальные сообщения в невербальные, так как его задачей является стимуляция нового поведения. Данная сложная задача упрощается тем, что коммуникатор должен не столько вводить новое поведение, сколько активировать типы поведения, типичные для получателя информации.
Важно отметить, что вербальная коммуникация, строясь на лексически выделенных единицах, соответствует реалиям мира, что приводит к большому числу единиц словаря, из которого складывается неограниченное число сообщений. Наряду с этим типом визуальная коммуникация не обладает подобным набором единиц, что делает процесс восприятия визуальной коммуникации более универсальным, так как не требует предварительного знания списка единиц для понимания сообщения.
В то же время благодаря отсутствию заранее заданной определенности единиц визуальное сообщение несет большее число информационных прочтений. По данной причине телевизионный (т.е. визуальный) канал может выдавать «лишнюю» информацию. В этой связи возникает потребность более строго контроля телевизионного сообщения по сравнению с печатным, чтобы гарантировать появление дополнительной информации, сопровождающей основную, с ее последующей интерпретацией, которая может не подтверждать первую, даже противоречить ей.
Коммуникативные процессы (на основе модели Г. Бейтсона) происходят на двух уровнях: коммуникативном и метакоммуникативном. В данной научной статье коммуникативный уровень определяется стандартно, метакоммуникативный уровень передает модальность передаваемого сообщения в одной из нескольких форм: ментальной, сенсорной, эмотивной, волитивной. Таким образом, смысл высказывания складывается из номинативного плана и модального плана.
Успешный спортивный журналист ведет свою коммуникацию по заранее проверенному пути. В данный комплекс знания входит понимание метакоммуникативного плана профессионального уровня. Спортивный журналист четко прогнозирует дальнейшее поведение своей аудитории на основании апробации предлагаемых подходов. Находясь в ситуации коммуникативной и метакоммуникативной сущности, спортивный журналист может достаточно точно управлять процессом передачи информации, и уровень достижения необходимого результата значительно повышается.
Интересно заметить, что прагматический журналистский подход спортивной ориентации состоит в создании контекста, из которого вытекает сообщение. Для сравнения необходимо отметить, что в рамках теоретического подхода, в лингвистике, например, первоначально формируется и анализируется сообщение, а затем его контекст. Это может объясняться тем, что аудитория осуществляет перенос оценки достоверности с контекста на сообщение, при этом достоверность контекста воспринимается выше, так как контекст сложнее деформировать по сравнению с сообщением.
Игровая направленность вектора спортивного вещания является одним из метакоммуникативных элементов. Именно в плоскости игровой коммуникации функционируют представляемые спортивными журналистами сообщения.
«Схема игры доминирует в журналистском взгляде частично потому, что она соответствует условностям новостного процесса» (Patterson, 2004: 60).
Анализируя игру, необходимо представить ее дифференциальные характеристики. Наиболее значительными из них являются «замкнутое пространство… материальное либо умозрительное, отделяется, обособляется, отграничивается от повседневного окружения» (Хейзинга, 2008: 31).
Из этого вытекает, что значимыми величинами, которые должны проявляться в спортивно-игровом коммуникативном пространстве, становятся напряжение, время, непредсказуемость, выигрыш.
В спортивно-игровом пространстве важным становится не столько содержательный аспект сообщения, как процесс трансляции, который обретает характеристики коммуникации. При этом значимой становится гиперболизация определенных, даже второстепенных элементов – ожидания, пропуска, молчания. Для массовой аудитории как потребителя результатов деятельности спортивных журналистов в подсознании коренится подобное восприятие реалий.
Целесообразно обобщить, что ключевым для коммуникатора-журналиста является профессионализм оперирования на уровнях процессов воздействия на целевую аудиторию, канала коммуникации, метакоммуникативых знаний.
Важно помнить, что массмедиа предписывают не «что» люди должны думать, а «как» люди должны думать (Van Dijk, 2014).
Таким образом, спорт обретает роль важного компонента международного имиджа державы. В рекордах есть неодолимая привлекательность очевидного факта. Спортивные кумиры ближе и понятнее других – политиков, экономистов, писателей, ученых. Чемпионы делают то же, что от природы умеет каждый, просто делают это лучше.
Литература
- Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. - М., 2008.
- Patterson T.E. Out of order. - New York, 2004.
- Van Dijk T.A. Critical news analysis // Critical Studies. - 2014. - Vol. 1. - №1. - P. 117–129.