Module 7. Pragmatic issues of mass media

Practical aspects analysis of modern mass media technologies (on the base of sports media).


Juliana V. Rovinskaya

(Russia, Pyatigorsk State Linguistic University)


Целесообразно представить комплексный анализ прин­ципов, методов и взглядов на работу журналистов с коммуникативной точки зрения. Опыт сотрудничества с представителями таких СМИ, как «Нью-Йорк таймс», «Рейтер», «Ю-эс- эй Тудей», «Ассошиэйтед Пресс» и других предоста­вил уникальную возможность рассмотреть комму­никативные нюансы внутрикорпоративного сотрудничества.
Спорт в странах Западной Европы и США воспринимается как игровая инду­стрия. Правила и общая методология, которые ис­пользуются при трансляции, ретрансляции и в целом освещении спортивных мероприятий подчинены законам игровой индустрии и популярно-массового развлечения.
В зарубежной журналистике суще­ствует негласный термин, не отраженный в словарях, который обозначается как «киберспорт». При этом киберспорт – это маленький сегмент игровой ин­дустрии, который смог расцвести в последние годы. Сама игровая индустрия огромна – около 8 трлн фунтов стерлингов.
Несмотря на отсутствие данного термина в ан­глоязычных словарях, спортивные журналисты поль­зуются им постоянно. Уточнение смысла понятия позволило понять, что в его основе отражена идея спорта как одного из видов игры.
Если спорт воспринимается в обычном смысле, то все должно сводиться к качеству соревнователь­ного процесса и подогревающей его напряженности. Но при освещении киберспорта профессионализм – не самое главное. В силу вступают законы презента­бельности, приверженности, самопродажи. Другими словами, методы коммерциализации играют доминирующую роль в коммуникативных отношениях.
Погружаясь в историю, можно сказать, что отсчет истории так называемого киберспорта стоит вести от турнира Red Annihilation в 1997 г., где впервые был объявлен крупный приз, а именно: победитель получил «Феррари». Это событие стало искрой, ко­торая вылилась в миллионы долларов призовых. Соревновательная сторона игр стала перерастать в финансовую состязательность. В результате кибер­спортивая арена стала основой для информационных сайтов.
Не менее интересное наблюдение состоит в том, что специфика спортивных игр отражается на их трансляционном приоритете. Так, приоритет полу­чают командные состязания. Это вполне объяснимо, так как именно в подобных видах спорта наиболее силен элемент непредсказуемости развития событий, высока вариативность ситуаций противостояния команд. Эффект усиливается также присутствием на игровой площадке значительного количества игроков (от 2 до 11), что также повышает интерес публики.
При этом существует разделение болельщиков соперничающих команд, конкретного игрока или игроков, что также является стимулом к обществен­ной активности и формирует коммуникативную цен­ность происходящего спортивного события.
Еще один момент достоин того, чтобы обратить внимание. Если первоначально спортивные меро­приятия позиционировались как часть общей ин­формационной картины, то в современной ситуации глобализации и множественности каналов распро­странения информации сообщения результатов спор­тивных соревнований, анализ их хода претендуют в совокупности на свою, автономную часть общего медийного пространства в печатных и электронных СМИ.
Стал меняться и жанровый подход к реализации спортивной тематики в эфире электронных СМИ. Используя прежний алгоритм «голы, очки, секунды», спортивные журналисты все чаще обращаются к коммуникативному контексту, который сопровожда­ет любое спортивное событие. По этой причине в журналистский арсенал включаются такие жанры, как репортаж, интервью, обозрение, ток-шоу. В ре­зультате спорт интересует СМИ не только как отра­жение новостной информации, но и повод для рас­ширения тематических возможностей информаци­онных каналов.
Одной из очевидных особенностей утверждения спорта как коммуникативного тренда является фор­мирование специфической иерархии телегеничных видов спортивных соревнований. В результате эм­пирического анализа материала спортивного вещания можно прийти к выводу, что в настоящее время скла­дывается определенная «лестница приоритетов»: хоккей, футбол, фигурное катание, биатлон, лыжный спорт, теннис, баскетбол, бокс.
По ходу дискуссий с зарубежными тележурнали­стами во время Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. были уточнены коммуникативные принципы орга­низации их практической деятельности. В частности, в последнее время в спортивной тележурналистике встречается практика создания информационного следа.
При воплощении вышеобозначенной тактики аудиторию постоянно готовят к ожиданию опреде­ленного спортивного мероприятия (матча, чемпио­ната); зрителю, слушателю или читателю стремятся сообщить максимум информации, даже статистиче­ской. Аналогичный подход сопровождает и после­дующие описание и анализ состоявшегося спортив­ного события.
Наряду с этим возникают журналистские мате­риалы, произведенные на стыке сопутствующих тем – политика, бизнес и др. При этом подобный комплексный подход существует как дополнение к основ­ному коммуникативно-событийному стержню спор­тивного вещания, которое своей непредсказуемостью повышает интерес аудитории.
Более того, утверждение спорта в качестве доми­нантной части содержания вещания закономерно привело к адаптации самих видов спорта к потребностям и возможностям организации вещания. Именно этим можно объяснить модернизацию правил про­ведения соревнований в футболе, хоккее, волейболе, борьбе, боксе. Конечно, наиболее наглядно взаимонаправленное движение СМИ и спорта проявляется в организации таких крупных международных со­ревнований, как Олимпийские игры.
Появилось понятие информационно-коммуни­кативной привлекательности, или инфогеничности, которое зависит от правил спортивных соревнований, природной среды, погодных условий. Популярность конкретного вида спорта определяется частотой по­каза на телевидении. Вопрос о доступе на телеэкран определенного вида спорта находится в прямой за­висимости от фактора его зрелищности, адаптивно­сти, степени демократизации в характере правил проведения спортивных соревнований.
С другой стороны, коммуникативно-аудиторный фактор также определяет популярность спортивно­го мероприятия как зрелищной формы досуга. Французский исследователь П. Кайуа в работе «Игры и люди» проанализировал коммуникативно-психо­логическую привлекательность для аудитории тех спортивных соревнований, которые наблюдает боль­шое количество зрителей.
При этом СМИ используют законы массового воздействия с опорой на массовое, а не индивиду­альное сознание. В этой связи достаточно важно осознание и применение на практике законов ком­муникативного спортивного пространства через призму коммуникативного притяжения и отталкивания. Это позволяет спортивным журналистам связывать разбросанную по всему миру аудиторию в эффективное сообщество, способное стать субъектом спортивно-коммуникативного процесса.
Можно вполне обоснованно утверждать, что спорт как система организации и трансляции спортивных соревнований испытывает давление со стороны ме­дийной культуры, ее стереотипов и мегатрендов, при этом постепенно становясь частью коммуникатив­ного вещания массово-культурного жанра.
Потоки информации в спортивных массмедиа достаточно организованы, и только со стороны они могут выглядеть как свободный прилив новостей. В 1973 г. было изучено 1000 спортивных сообщений в «Нью-Йорк таймс» и «Вашингтон пост», чтобы установить каналы, по которым это сообщение до­стигло печати. Исследователи установили несколько каналов данного типа:
а) рутинный (через пресс-конференции, пресс- релизы, сообщения из официальных источников);
б) неформальный (утечка информации, сообще­ния из неофициальных источников)
в) свободный (собственные интервью репортеров и журналистов с носителями информации, собствен­ные рассуждения, события, увиденные собственными глазами).
В соответствии с исследованиями свободный ка­нал стал источником всего лишь 25% сообщений на спортивную тематику, в то время как рутинный канал получил 60% спортивных сообщений. Данное статистическое соотношение организованной и свобод­ной информации в современных массмедиа спор­тивного характера оказывается действенным с точки зрения сегодняшнего дня.
Средства массовой коммуникации спортивного вещания непосредственно заинтересованы в инфор­мации. Одним из важных условий предоставления информации является соответствие требованиям политики конкретного канала коммуникации (прес­са, радио, телевидение) и новизны общим условием для всех информационных каналов.
На основе опроса западноевропейских и амери­канских спортивных журналистов можно привести перечень требований, соблюдение которых необхо­димо при предоставлении информации:
  1. предоставление информации с точки зрения об­щественных интересов, не корпоративных или собственных;
  2. стиль предоставляемой информации должен быть легкодоступным для восприятия большой ауди­торией самого разного уровня образования и воспитания;
  3. предоставление наиболее важных фактов в нача­ле информационного блока.
  4. Спортивные журналисты предпочитают полагать­ся на пресс-релизы, описывающие происходящие события, биографии официальных лиц, выступление которых планируется на мероприятии, копии речей, которые должны быть произнесены, брошюры о событии, его спонсорах, фотографии (видеоматери­алы).
  5. Относительно неправильно представленной ин­формации существуют собственные в каждом кон­кретном средстве массовой коммуникации принципы. Одни информационные каналы придерживаются правила исправления несоответствий, другие (их большинство) – не допускают исправлений, объясняя это возможностью повторного появления неправильной информации, что, в свою очередь, привлекает к ней внимание, и она откладывается в памяти в по­добном виде. Подобный принцип идет в русле зако­нов контрпропаганды во время Второй мировой войны, когда существовало сходное правило, гла­сившее о том, что лучше не опровергать сообщение противника, чтобы не привлекать к нему внимание широких масс.
  6. С данным подходом прочно согласуется требова­ние более компактного представления информации, способствующее ее лучшему запоминанию и усили­вающее ее воздействие. Сообщения-новости спор­тивного характера изобилуют цифровыми данными (точными и неточными), что обозначает точность сообщения (вне зависимости от точности цифровых показателей) и, значит, его объективность.
  7. Интересно отметить, что Т. ван Дейк [3] считает, что под точностью имеется в виду моделирование точности, так как в случае ошибочных данных они не исправляются.
  8. В рамках другого исследования Т. ван Дейк (Van Dijk, 2014) указывает на отсутствие исправления цифровых не­точностей в журналистике как очередное доказатель­ство риторической природы категории точности и ее достижения.
  9. Цифровая игра демонстрирует «принятие экспер­тизы более властных институций» (Van Dijk, 2014: 118).
Спортивная коммуникация представляет собой многофакторное явление, включая трансляцию ин­формации со стороны спортивных журналистов и восприятие информации со стороны аудитории спор­тивного вещания. При этом последняя находится во власти печатного слова или экранного изображения. Для спортивных журналистов существует различие в функциональной специфике спортивного вещания: печатная страница предоставляет лучшую возможность выразить мысль и прямое действие, телеэкран – реак­цию на действие и на мысль.
Спортивный журналист является в определенной степени прикладным коммуникатором, который перекодирует вербальные сообщения в невербальные, так как его задачей является стимуляция нового поведения. Данная сложная задача упрощается тем, что коммуникатор должен не столько вводить новое поведение, сколько активировать типы поведения, типичные для получателя информации.
Важно отметить, что вербальная коммуникация, строясь на лексически выделенных единицах, соот­ветствует реалиям мира, что приводит к большому числу единиц словаря, из которого складывается неограниченное число сообщений. Наряду с этим типом визуальная коммуникация не обладает подоб­ным набором единиц, что делает процесс восприятия визуальной коммуникации более универсальным, так как не требует предварительного знания списка единиц для понимания сообщения.
В то же время благодаря отсутствию заранее за­данной определенности единиц визуальное сообще­ние несет большее число информационных прочте­ний. По данной причине телевизионный (т.е. визу­альный) канал может выдавать «лишнюю» информацию. В этой связи возникает потребность более строго контроля телевизионного сообщения по сравнению с печатным, чтобы гарантировать появ­ление дополнительной информации, сопровождаю­щей основную, с ее последующей интерпретацией, которая может не подтверждать первую, даже про­тиворечить ей.
Коммуникативные процессы (на основе модели Г. Бейтсона) происходят на двух уровнях: коммуни­кативном и метакоммуникативном. В данной науч­ной статье коммуникативный уровень определяется стандартно, метакоммуникативный уровень переда­ет модальность передаваемого сообщения в одной из нескольких форм: ментальной, сенсорной, эмо­тивной, волитивной. Таким образом, смысл выска­зывания складывается из номинативного плана и модального плана.
Успешный спортивный журналист ведет свою коммуникацию по заранее проверенному пути. В данный комплекс знания входит понимание мета­коммуникативного плана профессионального уров­ня. Спортивный журналист четко прогнозирует даль­нейшее поведение своей аудитории на основании апробации предлагаемых подходов. Находясь в си­туации коммуникативной и метакоммуникативной сущности, спортивный журналист может достаточно точно управлять процессом передачи информации, и уровень достижения необходимого результата зна­чительно повышается.
Интересно заметить, что прагматический журна­листский подход спортивной ориентации состоит в создании контекста, из которого вытекает сообщение. Для сравнения необходимо отметить, что в рамках теоретического подхода, в лингвистике, например, первоначально формируется и анализируется сооб­щение, а затем его контекст. Это может объясняться тем, что аудитория осуществляет перенос оценки достоверности с контекста на сообщение, при этом достоверность контекста воспринимается выше, так как контекст сложнее деформировать по сравнению с сообщением.
Игровая направленность вектора спортивного вещания является одним из метакоммуникативных элементов. Именно в плоскости игровой коммуникации функционируют представляемые спортивны­ми журналистами сообщения.
«Схема игры доминирует в журналистском взгля­де частично потому, что она соответствует условностям новостного процесса» (Patterson, 2004: 60).
Анализируя игру, необходимо представить ее диф­ференциальные характеристики. Наиболее значи­тельными из них являются «замкнутое пространство… материальное либо умозрительное, отделяется, обо­собляется, отграничивается от повседневного окру­жения» (Хейзинга, 2008: 31).
Из этого вытекает, что значимыми величинами, которые должны проявляться в спортивно-игровом коммуникативном пространстве, становятся напря­жение, время, непредсказуемость, выигрыш.
В спортивно-игровом пространстве важным ста­новится не столько содержательный аспект сообще­ния, как процесс трансляции, который обретает характеристики коммуникации. При этом значимой становится гиперболизация определенных, даже вто­ростепенных элементов – ожидания, пропуска, мол­чания. Для массовой аудитории как потребителя ре­зультатов деятельности спортивных журналистов в подсознании коренится подобное восприятие реалий.
Целесообразно обобщить, что ключевым для ком­муникатора-журналиста является профессионализм оперирования на уровнях процессов воздействия на целевую аудиторию, канала коммуникации, метакоммуникативых знаний.
Важно помнить, что массмедиа предписывают не «что» люди должны думать, а «как» люди должны думать (Van Dijk, 2014).
Таким образом, спорт обретает роль важного ком­понента международного имиджа державы. В рекор­дах есть неодолимая привлекательность очевидного факта. Спортивные кумиры ближе и понятнее других – политиков, экономистов, писателей, ученых. Чемпионы делают то же, что от природы умеет каждый, просто делают это лучше.

Литература

  1. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. - М., 2008.
  2. Patterson T.E. Out of order. - New York, 2004.
  3. Van Dijk T.A. Critical news analysis // Critical Studies. - 2014. - Vol. 1. - №1. - P. 117–129.
Made on
Tilda