To mass media regional space monitoring problem
Yelena Y. Ilynova
(Russia, Volgograd State University)
Современная лингвистика дискурса складывается из значительного числа теорий, раскрывающих содержание феномена коммуникативности как свойства, обусловливающего преодоление асоциального, иррационального, неразумного в поведении человека. Анализ коммуникативных функций языка подводит исследователей к выводам о типологии форм дискурса, изучение характера влияния антропогенного фактора на стратегии построения коммуникации позволяет выявить стереотипные и индивидуально-личностные реализации дискурса, а далее систематизировать формы речевого поведения, связав их с общественными и личностными мотивами и потребностями человека. Следует отметить, что исследователи дискурса, избирая дескриптивный подход к систематизации форм коммуникации и признавая их синкретический характер, не всегда учитывают факторы временной или локальной (региональной) специфики реализации отдельных категорий дискурса, зафиксированных в ходе научного анализа. Как представляется, продолжение наблюдений за выявленными категориями и расширение массива упорядоченных во времени и пространстве текстов дает ценные сведения о вариативности проявления типологических закономерностей в реальном дискурсивном пространстве.
В задачи данной публикации входит обоснование информационно-потребностного подхода к изучению тематической специфики новостного пространства региона, что позволит получить важные данные о социокультурных доминантах, влияющих на формирование и развитие гражданского общества в отдельном регионе (в частности, Волгоградской области). В качестве главного приема изучения предлагается мониторинг, под которым мы понимаем процесс регулярного и многоаспектного анализа новостного контента региона и отслеживания динамики его изменения. Многолетние и постоянные наблюдения за частотностью реализации отдельных категорий дискурса, ограниченные временными и/или географическими рамками, – это не только средство объективации выводов об актуальности, теоретической и практической значимости важных характеристик масс-медийного дискурса, но и прием изучения его социокультурной ценности как особого фактора, связывающего коммуникативные способности человека с мотивами и потребностями его бытия.
Признавая важность многоаспектного подхода к мониторингу новостного пространства региона, отметим, что центральными понятиями мы считаем событие, мотив и потребность. Событие получает статус новостного, когда оно рассматривается как важное явление или факт, произошедшие в общественной или личной жизни, вхождение его в масс-медийный дискурс означает, что оно достойно быть представленным на всеобщее обозрение (ср.: «Любой акт коммуникации определяется внеязыковыми факторами и мотивами – своей тематикой и содержательно-информативным смыслом, условиями, в которых оно происходит, самими участниками, т. е. характером, целями, намерениями, даже настроением» (Костомаров, 2005: 15)).
Мотив и потребности – это главная причина, по которой становится необходимой коммуникация в целом. Любая форма коммуникации обслуживает те или иные потребности человека – биологические, социальные и идеальные, напр., выживание, сотрудничество с другими людьми, убеждение других действовать или думать каким-то образом, осуществление власти над другими людьми, объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего опыта в нем, проявление творческой натуры и воображения (Олянич, 2007: 48). Изменение качества жизни и требований времени ведет к трансформации потребностей и, по мнению ряда социологов и политологов, подчинено закону возвышения потребностей (т. н. потребности развития) – они трансформируются и переходят с низкого на более высокий уровень, вызывая изменения в характере общения и влияя на развитие типов коммуникативного взаимодействия.
Одной из главных потребностей общества считается потребность в информации, поскольку она не только удовлетворяет природное любопытство человека, позволяя ему изучать свой мир и формировать научные знания о нем, но трансформирует все другие потребности, расширяя социальные и культурные формы бытия человека. Приведенные выше пояснения позволяют нам предложить информационно-потребностный подход к организации мониторинга масс-медийного пространства отдельного региона. Он основан на выделении базовых и ценностно-ориентированных потребностей человека, которые формируют тематические и ценностные доминанты этого пространства и позволяют систематизировать новостные события и формы их представления в масс-медийном дискурсе. В современном новостном пространстве информирование общества осуществляется в соответствии с такими тематическими рубриками, как политика, экономика, финансы, бизнес, технология, наука, культура, спорт, здоровье, развлечения, что соответствует потребностям в материальных благах, информированности, вере, равенстве социальных прав, обеспечении безопасности, охране здоровья, обеспечении порядка, снятии социального и индивидуального напряжения и т. д. На страницах общероссийских и местных изданий они могут быть представлены в разной степени и разной пропорции, существенные несовпадения наблюдаются и по таким параметрам как жанр, тональность и стиль текста.
Длительное изучение характера представления событий в различных жанровых формах, ограниченное географическими границами масс-медийного пространства, позволяет оценить полноту информирования граждан о жизни своего региона и страны в целом. Отметим, что информирование, по нашему мнению, предполагает не только сообщение о важных событиях в жизни страны, региона, мира в целом, или происшествиях, но и публикации, разъясняющие населению региона содержание политических и экономических программ федерального и местного уровня, особенности применения законов страны, а также анализ фактов, позволяющий оценить уровень социально-экономического, культурного развития региона, перспективы его изменения.
Текст новостного сообщения, как известно, характеризуется высокой степенью событийности (в идеале его содержание должно быть адекватно всем понятийным характеристикам события и обладать ценностью для экономической, политической, социально-культурной жизни страны или отдельного региона), а также коммуникативной направленностью, ориентированной не только на информирование, но и воздействие на общественное сознание жителей региона. Значимость последнего объясняется прагматикой масс-медийного дискурса – новостное информирование предполагает не столько передачу нового знания, сколько изменение (расширение, углубление) общих представлений о состоянии гражданского общества на данный (малый по длительности, но современный) период. От потребителя информации требуется умение включаться в процесс установления соответствия полученной информации общим представлениям о правилах социального устройства общества и их адекватности морально-нравственным критериям социума.
Анализ указанных параметров предполагает учет референциальной точности / приблизительности вербального выражения мыслимого содержания в форме новостного текста, что проявляется посредством фокусной концептуализации события, требующей выбора специфических приемов для его вербализации в тексте. Именно вербальная форма подачи информации о событии, наличие или отсутствие комментариев о нем, стилистика и тональность новостного текста являются важными характеристиками масс-медийного дискурса, влияющего на гражданское сознание жителей отдельного региона и страны в целом. Концептуализация события в масс-медийном тексте неизбежно сопровождается выбором «ракурса» его изображения и включает прямую или косвенную его оценку (фокусность события), которая мотивируется общественным или личностным мировоззрением журналиста – автора текста. Как представляется, степень референциальной точности отражения новостного события в смысловом пространстве текста определяется вариативностью жанрово-стилевых параметров масс-медийного текста. В соответствии с этим одна и та же ситуация может: 1) получить максимально приближенное или удаленное от референтной ситуации описание (факты представлены хронологически точно, указаны участники события, место, время, суть события или содержание трансформируется в формат вторичного текста – об этом (Ионова, 2006), 2) быть описана фрагментарно (фокусно, хронология и суть события подменяются детализацией отдельных, намеренно выбранных фрагментов события); 3) быть представлена как эмоционально-переживаемое (эмоциогенное (Шаховский, 2008: 258)) событие, или событие, провоцирующее эмоциональную реакцию читателя, основанную на эмоциональной памяти (памяти переживаний) и оживляющую эмоциональные следы ранее пережитого человеком.
Изучение приемов концептуализации новостного события в масс-медийном пространстве региона проводилось по следующим этапам и с учетом ряда параметров: 1) выделение события, составившего основу содержания текста (описание места, времени, участников, действий, их последствий и т.п. – (Дейк, 1989); 2) отнесение события к тематической рубрике новостного дискурса (политика, экономика, финансы, бизнес, технология, наука, культура, спорт, здоровье, развлечения и т. п.) и выявление его связи с группой витальных, социальных или идеальных потребностей; 3) анализ жанровой отнесенности текста о событии (выделение прототипных характеристик, позволяющих отнести текст к отдельной разновидности масс-медийного дискурса); 4) определение фокуса изображения события (анализ приемов его языкового воплощения, интерпретация образных и стилистических средств его описания).
Мониторинг масс-медийного пространства региона за 2014 год показал, что в нем достаточно полно представлены печатные издания общероссийского и регионального уровней. Местная печать основное внимание уделяет новостям Волгоградской области, которые распределяются по таким рубрикам как
Региональная экономика, Региональная политика, Закон и порядок, Криминал, Спорт, Здоровье, Культура и досуг (напр., «Городские вести», «Деловое Поволжье», «Интер» и др.). Ряд газет, отвечая заявленному направлению, напр., «семейная газета» («Родной город»), «общественно-политическая газета («Крестьянская жизнь»), «газета для сельских предпринимателей» («Агровести»), а также ряд периодических печатных изданий, издаваемых в отдельных районах Волгоградской области, сфокусированы на информации о событиях и происшествиях, ограниченных границами отдельного города или сельского района Волгоградской области (напр., «Коммунар», «Рассвет», «Донской вестник», «Заволжские известия», «Волгоградские профсоюзы» и т.д.). В них в центре новостных событий – люди, их личные достижения и проблемы, сообщения о диалоге власти с жителями отдельного района и т. п. Общее новостное пространство дополняют информационно-аналитические бюллетени (напр., «Ваше здоровье», «Домино Экстра», «Все для вас» и др.), а также периодические издания муниципального уровня, в которых ярко выражены политические взгляды их издателей. Эти издания редко информируют жителей Волгоградского региона о событиях в жизни других регионов ЮФО, в них практически отсутствует информация о событиях, относящихся к категории общероссийского и международного уровня, не публикуются аналитические обзоры по экономическим и политическим вопросам, нет информации о культурных событиях ЮФО, проявляется стремление позиционировать образы отдельных лидеров региона.
В изданиях, относящихся к газетам общероссийского уровня, этот недостаток компенсируется (напр., «Российская газеты», «Известия», «Коммерсант», «Труд» и др.). В них представлены события международного уровня, события экономической, политической и культурной жизни страны (в большей степени, это Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснодар, Ставрополь и другие крупные города РФ), приводятся факты и анализируются данные о состоянии экономики в разных регионах страны, публикуются рецензии на различные культурные дебюты в центральных городах РФ. Важно и то, что в ряде газет имеются «региональные» полосы, на которых дается анализ важных событий в экономической и политической жизни отдельных регионов ЮФО. Таким образом, масс-медийное пространство Волгоградской области в целом характеризуется высокой степенью релевантности представления информации о состоянии дел в мире, в стране в целом, но в содержании местных печатных изданий преобладает узко-информативный подход к освещению жизни региона, ориентированный, в большей степени, на потребности в самопрезентации местной власти, потребности же отдельных групп общества в самоактуализации и духовном развитии слабо представлены в нем.
Анализ приемов и форм вербализации события на страницах печатных изданий позволил выявить ряд различий в стиле и тональности новостного текста. Весьма распространенным и эффективным приемом речевого воздействия в масс-медийном дискурсе следует признать фокусную подачу информации. Она проявляется, в первую очередь, в заголовке новостной статьи, который принято считать сильной позицией информационного пространства текста. Здесь начинается манипулятивное воздействие на сознание читателя – информируя его о теме текста, автор не только называет событие, но пытается заранее сформировать отношение к нему (ср.:
«Матриархат победил, а афророссияне – нет»; «БАРАКованная премия “на вырост”»; «Осень-ревизор посчитает кровли», «Мостовики-затейники», «Конец главы! Кто победил?»). В таких заголовках активно действует сценарий «двойной игры» – одновременно реализуются две интенции отправителя речи: журналист весьма пространно информирует читателя о факте или актуальном событии, но восприятие осложняется образной формой представления, в которой доминирует эмоциональное отношение автора. В основном тексте событие может получить весьма подробную и серьезную концептуализацию, но эмоциональный зачин активизирует невидимый механизм психологического воздействия – если текст и не приводит к активизации внушения о предпочтениях автора, навязываемых читателю, то он обязательно вызывает у него интерес или оставляет гедонистическое ощущение. Заголовки часто основаны на замене устоявшихся компонентов словосочетаний, их синтаксической трансформации, перифразе:
«Большая неустройка» (о завершении реконструкции основного здания Большого театра), «Затяжное дно», «Черкизовским контейнерам оставили меру пресечения», «Трубное банкротство», «Удар “ножками Буша”». Самым эффективным средством двойной игры можно считать новостной заголовок, построенный на игре с прецедентным текстом. Интертекстуальность проявляется в том, что события, представленные на газетной полосе, связываются с предшествующими событиями, получившими яркое языковое воплощение. Следующие ироничные заголовки статей из газет «Коммерсантъ», «Известия» показывают, насколько действенными могут быть такие смысловые “перевертыши”, озвученные с опорой на трансформации известных фраз:
«Вылезли из-под столов и надели телогрейки», «Вперед, в прошлое…!», «”Шоколадный заяц” возглавил обнищавший МИД Украины», «Друзья не разлей нефть», «Свет в конце трубы», «Свободу лыжникам Куршевеля», «Не мандарином единым …», «Нобелевский сюрприз», «Главное, чтобы костюмчик светил…», «Ученые с большой дороги», «Дошли до лампочки», «Приди, я все упрощу…», «Унесенные… в цифрах». Субъективность, иррациональность и излишняя эмоциональная оценочность при семантизации события создают эффект фидеистичности, фантазийности, ироничности, существенно повышая информационную глубину текста, тем самым снимая социальное напряжен или обслуживая эстетические потребности вдумчивого читателя. Указанные приемы становятся весьма действенным средством комментирования и выражения мнения – концептуализация события в газетном заголовке основана на апелляции к уже известным фактами, ломке соответствий между компонентами известных ситуаций, на переосмыслении значений слов в новом контексте. Каждый из приведенных примеров строится на смысловом искажении, за которым скрывается ироничное отношение журналиста. Подготовленный читатель может декодировать его, сопоставив словарные и контекстные значения слов в заголовке с содержанием самого факта, который составил основу новостного сообщения.
Отметим, что описанные приемы введения события в масс-медийный дискурс особенно активно используется в ряде изданий федерального уровня, распространяемых в Волгоградской области (напр., «Коммерсантъ», «Известия», «Комсомольская правда»), но, к сожалению, они редко проявляются на страницах региональных изданий, заголовки которых не отличаются остротой художественного слова (ср.,
«Дорогу осилит идущий», «Батраки на Волге», «Есть женщины в русских селеньях?», «Коломбина школьных театров», «Где водятся волшебники?», «Копилка дел» и т. д.). Отсутствие иронии, критики создает эффект благодушия и полного согласия журналистов с любым событием, представленным в газете.
Итак, мониторинг новостного пространства – это систематический сбор и постоянная обработка информации, которая может быть использована для изучения степени информирования общественности о текущих и актуальных событиях в жизни региона, страны в целом, для выявления критических моментов в организации гражданского сознания, а также как инструмент обратной связи власти в целях информирования граждан о нормах и правилах социальной жизни, изучения оценки своей деятельности обществом, уточнения стратегий информирования и воздействия. Проведение мониторинга информационного пространства отдельного региона представляется актуальным в связи с очевидной значимостью последнего для формирования гражданского сознания его жителей, для развития понимания об их включенности в социокультурное пространство страны в целом.
В статье представлены первые результаты исследования*, посвященного выявлению информационных доминант масс-медийного пространства региона на основании анализа содержания местных и общероссийских печатных изданиях, распространяемых в г. Волгограде. В них освещаются события разного масштаба – экономические, социально-политические, культурные события страны в целом, в отдельных районах ЮФО, в Волгоградской области. Данные мониторинга позволяют не только наблюдать, но прогнозировать направления трансформации потребностей вслед за изменением гражданского сознания социума, за характером диалога между властью и гражданами, между обществом и его отдельными представителями с целью объединения граждан, проживающих на единой территории.
* Написано при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2014» (Госконтракт № 02.740.11.0367).
Литература
1. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. – М.: Прогресс, 1989.
2. Ионова С.В. Аппроксимация содержания вторичных текстов. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2006.
3. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной стилистики. – М.: Гардарики, 2005.
4. Олянич А.В. Презентационная теория дискурса. – М.: Гнозис, 2007.
5. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. – М.: Гнозис, 2008.