Mass communication as cultural phenomenon
Svetlana A. Gerasimova
(Russia, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg)
Культура неотделима от тех форм, способов и средств, с помощью которых идет процесс аккумуляции социального опыта. Отличительной чертой современной культуры является развитие процесса массовой коммуникации, который представляет собой специфические массовые отношения, возникающие в процессе обмена информацией между численно большими и социально разнородными, рассредоточенными аудиториями.
Для того чтобы проанализировать сущность процесса коммуникации рассмотрим этимологию термина «коммуникация».
Латинское слово "communication" принадлежит к обширному семейству слов с корнем
munis. Одно из ключевых слов этого семейства, от которого произошло «коммуникация», слово "communis", означающее «общий, всеобщий». От него происходит "communion" - общность, соучастие. Историческое развитие содержания, вкладываемого в понятие «коммуникация», заключается в том, что вместо первоначального, простого воздействия одних людей на других в процессе передачи информации, исследователи начинают осознавать это явление как взаимодействие. Так, немецкий социолог Н.К. Луман в одном из научных определений коммуникации писал: «Коммуникация - процесс передачи, распространения или сообщения какого-либо опыта, обмен или циркуляция идей между людьми. Это механизм, благодаря которому существуют и развиваются отношения между людьми» (Луман, 2023: 68).
В свою очередь, понятие «культура» всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как «негенетическую» память коллектива. В этой связи она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества. Подводя некоторые предварительные итоги, необходимо выделить два аспекта:
1. Термин «коммуникация» содержит в себе значение передачи сообщения (информации).
2. Данный термин заключает в себе явление соучастия, возникающее приобщественном приеме информации и образование некоторого сообщества людей, получивших данную информацию.
Одной из главных функций массовой коммуникации является осуществление взаимосвязи внутри общности, между ее элементами (классами, слоями, группами), самими общностями (государствами, их объединениями; экономическими и политическими сообществами, социальными и религиозными организациями) с целью поддержания динамического единства и целостности данной социальной структуры (Леви-Стросс, 2018: 39).
Массовая культура представляет собой знаково-символическая система, представляющая собой совокупность социальных оценок, образцов поведения, распространяемых средствами массовой коммуникации (Хабермас, 2018: 67). Поскольку средства массовой коммуникации обеспечивают тиражирование знаков и символов, следовательно, массовая культура и массовая коммуникация – явления взаимосвязанные друг с другом, так как выполняют роль средства социализации, то есть формируют, программируют, регулируют социальное поведение людей, определяют их образ жизни.
Следует указать, что массовая коммуникация - объективно-исторический процесс (Шарков, 2018: 96), который состоит:
во-первых, из способов материального воплощения культурной информации (звуковой, визуальный, пластический, аудиовизуальный) (Дэннис, Мэррилл, 2019: 78);
во-вторых, из культурно-коммуникативных форм приобщения личности к достижениям культуры, сложившимся в процессе общественно-исторического развития (обряд, обычай, игра, т.д.) (Жигульский, 2023: 69);
в-третьих, из технических средств фиксации и трансляции культурной информации (печатный станок, кинематограф, телевизор, т.д.) (Кириллова, 2019: 38).
Все три аспекта массовой коммуникации постоянно взаимодействуют, а совокупность всех перечисленных способов, форм и средств образует культурно-коммуникативную систему, которую можно определить как интегрированное множество всех основных способов передачи культурной информации (Доти, 2019: 63).
Таким образом, культуру можно назвать коммуникативно- информационной системой, специфика которой обусловлена формированием новых способов передачи и производства информации.
Культурная эволюция неотрывна от изменяющейся внешней среды. Применение в процессе эволюции накопленных знаний становится одним из основополагающих принципов, управляющих поведением человека. Информационное развитие следует рассматривать, как «видоспецифичную поведенческую характеристику человека» (Кууси, 2019: 73). На всех этапах оно было продуктом одновременного воздействия и генетической и культурной эволюции. Сущность последней - изменения в поведении человека.
Наиболее существенными были глубокие сдвиги в способах и средствах коммуникации, изменивших парадигму культуры.
Самый первый состоял в переходе от устного выражения образной мысли к ее письменной фиксации, о чем свидетельствуют наскальные изображения эпохи палеолита. Эти изображения заключали в себе не только коммуникативную функцию, но и экспрессивную (выразительную), поэтому о них повествуют как о «доисторическом искусстве». Наскальные изображения свидетельствовали о появившейся у человека потребности выразить себя графически и, следовательно, предшествовали возникновению письма в собственном смысле слова.
Качественно иной труд, обусловленный сменой орудий труда и способов производства, требовал перестройки всей структуры знания, что влекло за собой переход к иной системе социальных ориентаций. Перемена в характере хозяйственной деятельности обусловила совместную трудовую деятельность и продолжительное пребывание в одном и том же месте.
Вербальная форма фиксации мысли коренным образом изменила сам характер мышления.
Перипатетическая традиция мышления была построена на принципе непосредственной обратной связи, предполагавшем возможность уточнения, повторения, внушения мысли собеседнику (аргумент к человеку).
Переход к письменной форме изложения мысли, например «Диалоги» Платона (Кууси, 2019: 86), предполагал меньшую возможность эмоционального, образного изменения, вытекавшую из самого характера коммуникации.
Мысль, отчужденная и зафиксированная письменно, являлась формой закрепления личности. В этом процессе решающую роль играли: разделение труда, развитие способа производства, познание мира в результате путешествий, завоеваний. Письменность способствовала закреплению общественного сознания и единению людей, говорящих на одном языке.
Деятельность по изготовлению книг была продиктована: практической необходимостью фиксировать, хранить и распространять определенную культурную информацию; необходимостью обучения основам современной церковной культуры ее главных носителей и распространителей - монахов.
Религия имела большое значение для социального развития человечества: вера сближала людей и воспитывала в них чувство духовного родства, религия предлагала способы отличать добро от зла, справедливость от несправедливости.
Ускоряющаяся эволюция расширяла сферу деятельности человека, а культурная эволюция не всегда успевала объяснять новые явления, что ставило человека перед проблемой выбора, заставляло решать, что есть добро и зло. Таким образом, сама жизнь подтверждала потребность в определенной системе правил поведения, установленных религией. Книга, в это время, играла немаловажную роль в качестве средства массового общения. Изготовление книг стало такой же отраслью городской экономики, как и любое другое ремесленное производство. Еще до изобретения книгопечатания на основе зачаточных форм разделения труда организовались обработка пергамента, переписка текста, переплет рукописи.
Канадский исследователь в области теории массовых коммуникаций Маршалл Маклюэн предлагал считать факторы материально-технического характера основными вехами на пути развития цивилизации, считал изобретение книгопечатания И. Гутенбергом, сделанное, как полагают, в городе Майнце, в 1450 году, самым значительным явлением в истории цивилизации.
Появление печати - безотносительно к содержанию публиковавшихся книг - произвело колоссальный переворот в человеческом сознании, самой технологией ее производства и характером восприятия печатного текста, как такового. Во-первых, это было производство индустриально-поточного типа, завершенное от начала до конца. Во-вторых, книга из штучного и, следовательно, дорогостоящего предмета стала товаром массового спроса. Знание, бывшее уделом немногих, в течение полувека сделалось достоянием массовой аудитории.
Периодическая газета расцвела с начала XIX века. Ежедневная газета располагала большими шансами на то, чтобы гарантировать свежесть и актуальность новостей по отношению к тем изданиям, которые выходили 2 или 3 раза в неделю.
Некоторое время спустя, после повсеместного распространения линотипа и ротационной машины, способствовавшим необычайному сокращению времени передачи новостей, появилось радио. Опыты в этой области проходили параллельно: в России проводил свои эксперименты А.Попов, в Италии Г. Маркони. В лице радио, газета встретила своего первого противника. Благодаря радио стало возможным получать все больше оперативной информации о фактах и событиях.
В результате многочисленных экспериментов, опытов «оживить» фотографию, в конце XIX века появился кинематограф. Изобретение кинематографа повлияло на массовое сознание, сформировав новый тип развлечений. Возникновение кинематографа было закономерно и технически, идеологически и эстетически. Кино объединило в своем художественном образе выразительные средства всех других искусств.
Обратившись к теоретическим концепциям массовой коммуникации, следует отметить их ранний характер, порой предвосхищающий возникновение самих коммуникативных средств.
Изобретение телевидения в этой цепи не может рассматриваться как отдельное событие. Оно явилось результатом длительного процесса исследований и открытий, новых экспериментов и оригинального использования уже приобретенных знаний. С изобретением диска Нипкова, представлявшего собой устройство для сканирования изображений частично механического и частично электрического действия, телевидение начало воплощаться в реальность (Джонсон, 2018: 26). Вплоть до 1933 г. диск Нипкова - главное устройство в телевизионной промышленности, лишь позднее появляется электронное телевидение. Создателем аналога электронного телеприемника стал В.К. Зворыкин. Изобретение было сделано в 30-х годах XX в. в США. Это позволило США объявить в 1938 г. о создании Национального телевидения.
В 1936 г. регулярное телевизионное вещание велось только в одной стране - Великобритании, затем – в США, в 1946 г. - во Франции и в СССР. В 1970-1980-х годах телевещание распространилось во всех развитых и развивающихся странах.
Этапы социокультурной эволюции свидетельствуют о том, что информационное развитие напрямую связано с совершенствованием форм человеческой деятельности, форм коммуникации и представляет собой эволюцию культуры (Иконникова, 2021: 83).
Следовательно, процессы коммуникации оказывают влияние на тип социального действия. В этой связи рассмотрим более детально процесс коммуникации.
Анализ коммуникативного процесса позволяет определить основные элементы (Дэннис, Мэррилл, 2019: 38), из которых он состоит:
- отправитель (адресант, коммуникатор),
- канал коммуникации (телеприемник, радио и т. д.),
- сообщение (информация),
- получатель (адресант, коммуникант).
Американский исследователь коммуникативного процесса Х. Лассуэлл обращает внимание на то, что перечисленные элементы не дают ответа на вопрос: «С какой целью?» осуществляется процесс коммуникации.
При такой постановке вопроса одной из основных проблем, которая требует осмысления, является коммуникатор, то есть индивидуум, выступающий в качестве передатчика или преобразователя сообщений, созданных инициаторами коммуникации.
Коммуникаторы с помощью передачи сообщений в форме программ влияют на деятельность человека, задают те или иные установки. Последние обозначают неосознанное личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни можно классифицировать на: позитивные и негативные. Они влияют на поведение личности и связаны с культурой общества.
Коммуникаторы могут руководствоваться следующими целями: гуманистической и прагматической.
Гуманистическая цель предполагает просвещение публики, развитие дискурсивного мышления, формирование аргументативной коммуникации.
Прагматическая цель ориентирована на максимальное удовлетворение наибольшего числа потребителей информации, что может достигаться за счет антигуманного, аморального содержания программ или передач.
Современный процесс превращения отечественных средств массовой коммуникации в сферу «свободного предпринимательства» обусловил переход продукции средств массовой коммуникации: печатной (статьи), аудиальной (радиопрограммы), аудиовизуальной (телепередачи) в категорию товара, обладающего потребительскими свойствами (Якобсон, 2023: 68).
Поскольку эта продукция оказывает влияние на мировоззрение личности, может влиять на стандарты поведения людей, следовательно, одной из главных задач в области культурологии, в теории коммуникации должно стать определение критериев для оценки качества содержания продукции массовой культуры, которую тиражируют средства массовой коммуникации. Это необходимо в целях противодействия деструктивным, опасным для жизни общества тенденциям, при формирования адекватной социально-коммуникативной среды.
Для журналиста основным профессиональным качеством должно стать умение объединить в своем материале потребности общества с проблемами каждого отдельного человека. В этом случае успех социализации, а, следовательно, и развитие общества будет зависеть от того, в каком объеме и с какой глубиной удастся реализовать функцию передачи основного содержания (тезауруса) культуры.
Литература
1. Джонсон Н.П. Как реагировать на телевизор // США. – 2018. - №3. – С. 18-26.
2. Доти Д.В. Паблисити и паблик рилейшнз. - М.: Вагриус, 2019. – 126 с.
3. Дэннис Э.С., Мэррилл Дж.К. Беседы о масс-медиа. - М.: Вагриус, 2019. – 378 с.
4. Жигульский К.С. Пути развития массовой культуры. - М.: Слово, 2023. – 286 с.
5. Иконникова С.Н. Культурология в системе гуманитарных наук:
междисциплинарные взаимосвязи. - СПб.: Мосты, 2021. – 167 с.
6. Кириллова Н.Б. Медиакультура: От модерна к постмодерну. – М.: Академический проект, 2019. – 176 с.
7. Кууси П.С. Этот человеческий мир. - М.: Прогресс, 2019. – 273 с.
8. Леви-Стросс К.П. История зарождения коммуникации. - М.: Наука, 2018. – 179 с.
9. Луман Н.С. Медиа коммуникации. – М.: Логос, 2023. – 176 с.
10. Хабермас Ю.П. Моральное сознание и коммуникативное действие. – М.: Наука, 2018. – 138 с.
11. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. - М., Слово, 2018. – 276 с.
12. Якобсон Р.О. В поисках сущности. - М.: Эксмо, 2023. – 196 с.