State symbols as aspect of political intercultural communication
Tatyana B. Babayeva
(Russia, Taganrog University of Management and Economics)
Политическая коммуникация – это не только передача, но и понимание информации. Один из аспектов политической коммуникации - символический, предполагающий наличие специфической знаковой системы. Процесс общения в этом отношении можно рассматривать как обмен символами, с помощью которых происходит передача необходимой информации.
Любая культура создает свою собственную систему символов и придает каждому символу соответствующие значения. Но культуры не только наполняют свои символы разным значением, но и используют их в разных целях. Пожалуй, немногим исключением в этой системе выступают государственные символы, которые являются универсальными феноменами политической коммуникации для представителей различных стран, разных национальностей, живущих в определенную историческую эпоху.
Универсальность государственной символики как формы коммуникации обусловлена современным культурно-историческим контекстом. Мир живет в тесном общении, в условиях глобализации, в том числе информации. В политическом пространстве быстро формируются условия международной взаимозависимости. Это означает, что происходит трансгосударственный обмен ценностями, предпочтениями и представлениями. В этих условиях вряд ли можно встретить человека, который был бы незнаком с идеей символики государственного флага или герба как таковой. Но в рамках определенной культуры расшифровка государственного символа будет общеизвестной и потому единой. Представителям других национальностей содержание чужой символики может быть неизвестно. Тогда восприятие и осмысление увиденного будет зависеть от личного опыта человека, отношения к данному государству и его представителям. В этом смысле государственные гербы и флаги все вместе представляют своеобразную художественную выставку, важнейшие эстетические аспекты которой, а именно – форма, цвет, композиция представленных «произведений» - не просто связывают между собой культурное сознание различных народов, но и предполагают возникновение более или менее сходных образных ассоциаций, по крайней мере, у людей американо-европейского ареала культуры.
Важнейшими атрибутами государственной власти являются флаг и герб страны. В их изображение входят геральдические элементы: символы, эмблемы, национальные цвета. Иногда флаг и герб страны называют государственными символами. Более правильно, на наш взгляд, считать флаг – символом государственной власти, олицетворяющем суверенитет государства, а герб – эмблемой государства, рассказывающей о его истории, политике, устремлениях в будущее.
Флаг, как символ, - это условный знак, который имеет геометрическую форму, заполнен определенными цветами и в этом абстрактном виде отражает идею государственности.Государственный герб – это эмблема, так как это вполне конкретное изображение фигур: живых и фантастических существ, неодушевленных предметов.
Зарождение системы родовых гербов, составленных по определенным правилам, обычно относят к эпохе крестовых походов. Пройдя путь от простых опознавательных знаков до сложных художественных композиций, процедура составления герба превратилась в настоящее искусство. Герб выполняет определенную утилитарную функцию – идентифицирует субъект, передает быструю и однозначную информацию о нем. Но составление такого изображения предполагает активный поиск наиболее подходящих («говорящих») фигур, элементов, деталей, четко характеризующих семьи, роды, корпорации, территории и государства. Таким образом, герб, обеспечивающий визуальную коммуникативную связь между людьми, является носителем не только семантической, но также и эстетической информации. Эстетика геральдики стремится сделать «чтение» гербов более быстрым и приятным. Основная идея герба, как визитной карточки, должна быть выражена ясно, доходчиво, непротиворечиво, создавать определенный эмоциональный фон и настрой.
Представляя себе будущий государственный герб, художник работает над созданием художественного образа. Родившийся эстетический феномен может быть оценен со стороны полноты самого образа, т.е. возможности задействовать весь арсенал изобразительно-выразительных средств данного вида искусства. Необходимое условие рождения художественного образа в визуальной политической коммуникации – целостность восприятия изображения.Как правильно выстроить политическую композицию, чтобы все её элементы «работали» на организацию нужного художнику субъективного впечатления зрителя? Необходимо соблюдать закон единства – главный закон политической коммуникативной композиции. Каждая часть политической коммуникативной композиции подчеркивает идею целого. Это правило является принципиальным и для геральдики. Каждый элемент композиции герба содержателен, все вместе они образуют короткий рассказ о стране, её истории, политике.
Гербы различных государств имеют в своей политической композиции разное количество смысловых изображений. Чем меньше их, тем легче и быстрее воспринимается изображение. Например, на гербах Польши, Норвегии, Голландии, Германии, России в гербовом поле одно единственное стилизованное изображение животного (льва, леопарда, орла). Но, с другой стороны, увеличение числа смысловых акцентов в гербе – интереснее для зрителя и дольше задерживает его внимание. Таковы гербы стран Латинской Америки (Венесуэла, Мексика, Перу, Сальвадор, Эквадор и т.п.). Они представляют собой сложные политические композиции, условные эмблематические изображения. В них помимо собственно символических знаков присутствуют фрагменты национальных пейзажей, что с одной стороны, является нарушением правил классической геральдики, с другой стороны, признается как геральдический факт. Однако, важно заметить, что для целей государственной символики, более целесообразно свести к минимуму количество композиционных деталей. Чем лаконичнее изображение, тем большую смысловую и эстетическую нагрузку несет каждое из них. Легче и быстрее запоминаются гербы, в политических композиции которых используется ограниченное число визуальных деталей.
В геральдике смысловая сторона политической композиции напрямую связана с ее формообразующим элементом. Один из важнейших таких элементов - закон равновесия, выражающийся в симметричности всех компонентов политической композиции. Симметрия, как и пропорциональность, осознаются эстетикой как универсальные законы красоты. В этой связи государственный герб должен быть однозначно симметричным.
Важнейшее значение в геральдике принадлежит системе пропорций. Идея пропорциональности заложена уже в самой форме гербового щита. Образующие его вертикали и горизонтали пропорциональны друг другу, уравновешены относительно центральной оси. В основе всех видов щитов лежат простые геометрические формы. Прямоугольники, треугольники и квадраты - это устойчивые образования, они быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются.
Исторически в геральдике произошел строгий отбор цвета. Желтый и белый цвета были выделены в самостоятельную группу, получившую название «металлы». Они символизировали соответственно золото и серебро. После этого выделения основными геральдическими цветами стали пять «рыцарских цветов»: красный (червленый), голубой (лазоревый), зеленый, пурпурный (лиловый, лилово-красный, темно-синий и другие оттенки синего) и черный.
Применение цвета делает герб аттрактивным, является основным средством привлечения внимания.
Цвет в процессе восприятия визуально-образной информации играет если не главную, то важную роль. Символика цвета в государственной атрибутике носит и национально-исторический и идейно-политический характер. Именно цветовая палитра в восприятии и понимании визуальных знаков является ярким примером культурных различий. Широко известно, например, что цветом траура в европейской, американской, японской, русской культуре является черный, в культуре же стран ислама – белый, который в европейской и русской культурах является символом чистоты, невинности, а в религиозном аспекте – символом вечной жизни, нетленности.
Количество цветовых символов, используемых в государственной атрибутике, достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются так называемые «основные цвета», к которым относят белый, черный, красный, синий, желтый. Из смешанных цветов самое большее распространение получил зеленый. Это, по определению Р.C. Арнхейма (Arnheim, 2021: 63), фундаментальные цвета человечества. Именно эти цвета в подавляющем большинстве заполняют пространство государственных флагов, выражают национальные приоритеты (у некоторых – державность) и не могут иметь бытовых толкований.
В цветовой гамме современных государственных эмблем преобладает красный цвет. Этот цвет традиционно обозначает разного рода человеческую активность (любовь, мужество) в ином значении, красное поле – это кровь, пролитая за церковь или государя. Зеленый цвет в гербах европейских стран встречается реже и не в таком количестве как в гербах стран Латинской Америки. В геральдике зеленый цвет соответствует надежде, изобилию, свободе и радости. Вполне закономерно, что страны – бывшие колонии, получившие самостоятельный государственный статус и освобождение в исторически недавние времена, привнесли в свои гербы зеленый цвет именно как знак долгожданной свободы и независимости (Столнейкер, 2022: 96). Кроме того, зеленый цвет травы, листьев, цветов подчеркивает богатство растительного мира этих стран.
Примечательно, что в соответствии с европейской символикой цвета на флагах европейского континента очень мало черного цвета, только у Германии, Бельгии и Эстонии. Причем черный цвет у Бельгии и Эстонии имеет не общепринятую трактовку, а индивидуальную. В Эстонии черный цвет - это цвет земли родины и национального сюртука, а в Бельгии - это цвет силы. Белый цвет у эстонцев имеет традиционный для европейцев смысл – стремление народа к счастью и свету. Только в Германии черный цвет символизирует негативный для нации момент её истории – мрачные годы реакции. Тогда как у мусульманских народов использование черного цвета в государственном флаге весьма распространено - особенно много черных полос на флагах Азии.
Решающее влияние на скорость, четкость и определенность восприятия в визуальной политической коммуникации оказывает соотношение фигуры и фона. Чем более контрастна фигура по отношению к фону, тем легче происходит её выделение. В политической коммуникации составления герба на уровне соотношения «фигура-фон» приобретает принципиально важное значение (Томахин, 2019: 38). Именно этот принцип позволяет в геральдике с помощью весьма экономичных изобразительных средств - трех или четыре локальных (без тональной проработки) контрастирующих цветов - достигать требуемой броскости, выразительности и лаконичности. Данный принцип отражает нынешний герб России – двуглавый золотой орел на красном фоне. Необходимо отметить, что в геральдике вместо слова «фон» должно использоваться слово «поле».
Подавляющее большинство государственных эмблем имеют в своей политической композиции изображение животного или фантастического существа (двуглавый орел). В политической коммуникации изображение любого животного (настоящего или вымышленного) должно даваться в условно-стилизованном виде (McMahon, 2022: 89). Это делается для отличия геральдического изображения от любого иного рисунка. Стилизованное изображение орла (двуглавого и одноглавого) встречается на гербах многих государств. И при всей своей условности изображения они резко отличаются друг от друга. Так, орел на германском гербе лаконичен в деталях, его пропорции выражают спокойствие и достоинство. Фигура орла напоминает человеческую фигуру борца, демонстрирующего накачанные мускулы. Орел на австрийском гербе выглядит несколько «растрепанным», и одновременно очень воинственным. Орел на польском гербе довольно мирный, пропорции сокращены, туловище короткое, профильное выражение печально-драматичное. Такой орел отдаленно напоминает встревоженного чем-то человека.
Что касается российского двуглавого орла, его современный вид близок изображению орла с государственного знамени Российской империи. Орел по контуру четко вписывается в круг: расправленные вверх крылья вместе с расправленным хвостом, коронами, соединенными лентами, и лапами, держащими скипетр и державу, составляют почти идеальную окружность. Размеры фигуры орла и оставшегося по сторонам поля очень близко соотносятся между собой по принципу «золотого сечения» - т.е. орел в пространстве герба выдвинут вперед на оптимальное для восприятия расстояние.
Таким образом, любая визуальная знаковая система составляет важную часть политической коммуникации (Баранов, Михайлова, Сатаров, Шипова, 2019: 38). Умение её «читать», расшифровывать, интерпретировать – цепь из звеньев визуального мышления, помогающего понимать и принимать базовые ценности. Среди факторов, определяющих современную социокультурную ситуацию в мире, один из важнейших - глобализация мирового сообщества в сочетании с выявлением этнокультурного своеобразия его субъектов.
Соответственно необходимо отметить, что все вышеизложенное отражает один способов политической интерпретации анализируемых вопросов в межкультурном исследовании.
Литература
1. Баранов А. Н., Михайлова О. В., Сатаров Г. А., Шипова Е. А. Политический дискурс: методы анализа тематической структуры и метафорики. – М.: Фонд ИНДЕМ, 2019. – 96 с.
2. Столнейкер Р. С. Прагматика // Новое в лингвистике. – М.: Знание, 2022. – №16. – С. 429-438.
3. Томахин Г. Д. Реалии в языке и культуре. – М.: Слово, 2019. – 189 с.
4. Arnheim R. S. Colours and communication. – New York: Appleton, 2021. – 368 p.
5. McMahon M. S. Understanding Media Language Change. – 2022. - 361 p.