Модуль 3. Методологические проблемы масс-медийного жанра

ЛИНГВОКОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ КОНЦЕПТА "FREEDOM"


Т.Г. Ардашева, А.Х. Мерзлякова

(Россия, Удмуртский государственный университет, г. Ижевск)


Лингвокогнитивный концепт «свобода», как многоаспектная (многокомпанентная) категория, может структурироваться в виде фрейма, представляющего собой «пакет» информации или структуру данных для представления стереотипной ситуации (Минский, 1979: 7). В качестве элементов фрейма выделяются слоты (в терминологии М.Минского это терминалы), каждый из которых ориентирован на конкретизацию какого-либо одного аспекта фрейма посредством заполнения «характерными примерами и данными» (Минский, 1979: 7). Слоты фрейма заполнены заранее заготовленными значениями, «т.е. сведениями о деталях (частностях), которые не обязательно должны присутствовать в какой-либо конкретной ситуации» (Минский, 1979: 9). Таким образом, слот - это определенные условия, способствующие раскрытию, конкретизации фрейма. Слот представляется в виде «имя слота – значение слота».
Cлоты концепта «свобода» определены и структурированы в соответствии с аспектами действительности. Под аспектами, на наш взгляд следует понимать отдельные концептуальные фрагменты или определенные концептуальные области в структуре концепта, которые соотносятся с фрагментами реальной действительности его языкового и речевого воплощения. Так, по справедливому утверждению М.В. Никитина, «содержание, структура и членение сознания на концептуальные единицы обусловлены в конечном счете структурой действительного мира и еще более – структурой и содержанием совокупной деятельности общественного человека в действительном мире» (Никитин, 2016: 705-706).
В ходе когнитивной интерпретации рассматриваемых в рамках слота примеров были сформулированы значения слота, его смысловые признаки (по З.Д. Поповой, И.А. Стернину – «концептуальные признаки»). Согласно М.В. Никитину, признаки концепта формируют его содержание: «В содержательном плане концепты представляют собой разной степени сложности структурированные совокупности признаков» (Никитин, 2016: 706).
По мнению исследователей (М.В. Никитин, З.Д. Попова, А.В.Рудакова, И.А. Стернин) содержание концепта (т.е. его концептуальные признаки) может быть представлено в виде ядра и периферии.
Описание содержания ядра концепта основывается на значении ключевой лексемы freedom, семантическое пространство которой структурировано в соответствии с выделенными ранее аспектами. Следовательно, когнитивное содержание ядра концепта может быть представлено в виде обобщенных значений аспектов, сформулированных на основании многочисленных дефиниций из разных словарей (в скобках указан процент количества толкований, соотносимых с данным аспектом):
- общественно-политический аспект (31%): независимость, при которой индивид вправе пользоваться своими гражданскими и политическими привилегиями, правами и свободами: «Being able to vote as you want to is an important political/democratic freedom» (Cambridge); государственная автономия, независимость; особая привилегия или право доступа, включая гражданские права, предоставляемые определенным городом в качестве знака уважения какой-либо общественной фигуре;
- личностно-ориентированный (внутренний) аспект (26%): положение или способность индивида думать по-своему, принимать собственные решения, открыто выражать личное мнение, не находясь под контролем, принуждением или давлением кого-либо, не испытывать ограничений: «With the children grown up, she is enjoying her new-found freedom» (Macmillan); освобождение или избавление от чего-либо неприятного, тягостного, например, от беспокойства, бедности;
- личностно-ориентированный (внешний) аспект (21%): некое право, особое положение или способность индивида быть свободным, то есть говорить и поступать так, как он считает нужным: «She talked with complete freedom» (Collins, 2000); человек свободен делать то, что хочет или идти, куда хочет, потому что физически ему ничто не препятствует: «Tracksuits are designed to give you freedom of movement» (Longman);
- юридический аспект (8%): свободное положение, ситуация, в которой индивид может поступать как хочет или идти куда хочет, потому что он не находится в тюремном заключении: «They regained their freedom after ten years of unjust imprisonment» (Cambridge);
-объектный аспект (7%): ориентированность на объект, свободное позволение неограниченного использования какого-либо предмета: «The dog had the freedom of the house» (Oxford);
- исторический аспект (4%): освобождения от рабства или (крепостной) зависимости;
- философский аспект (3%): способность воли или личности, не находиться в полном подчинении, способность выбирать между альтернативными действиями в идентичных обстоятельствах.
Таким образом, почти треть ядра концепта «freedom» состоит из значений общественно-политического аспекта, что, безусловно, свидетельствует о его высокой значимости. Не менее важными являются личностно-ориентированные внутренний и внешний аспекты.
Смысловое содержание ядра концепта «freedom» вербализуется в языке с помощью синонимов. Источниками синонимов являются ‘Reverso Online Dictionary’ и ‘Semantic Atlas’. Каждый аспект формирует свой синонимический ряд (в скобках указано количество синонимов):
- общественно-политический аспект (10): exemption, franchise, immunity, privilege, right, emancipation, autonomy, independence, liberty, liberation;
- личностно-ориентированный (внешний) аспект (33): latitude, leave, leisure, liberty, permission, ability, discretion, free rain, opportunity, leeway, scope, free hand, free rein, ease, facility, familiarity, informality, frankness, ingenuousness, openness, flexibility, range, directness, laxity, abandon, candour, boldness, brazenness, disrespect, forwardness, impertinence, overfamiliarity, presumption;
- личностно-ориентированный (внутренний) аспект (4): autonomy, independence, release, licence;
- философский аспект (1): free will;
- исторический аспект (1): liberty;
- юридический аспект (5): deliverance, impunity, manumission, release,
liberation;
- объектный аспект (3): riddance, elbowroom, play.
Таким образом, в результате анализа языковых средств актуализации
концепта «freedom», следует выделить внешний личносто-ориентированный аспект, отличающийся высокой номинативной плотностью и вариативностью обозначений, что является свидетельством актуальности данного аспекта в языке. Общественно-политический аспект значительно уступает по количеству, но, тем не менее, также имеет большое число эквивалентов. В рамках философского и исторического аспектов было выявлено по одному синониму.
Описание содержания периферии концепта основывается на контекстуальном анализе примеров употребления ключевой лексемы freedom.
Источником примеров послужил национальный корпус английского языка: British National Corpus. Анализ речевых примеров общественно-политического аспекта (56,09%) концепта «freedom» позволяет сформировать интерпретационное поле, структурируемое в виде семи слотов.
Необходимо отметить, что большая часть концептуальных признаков,
выявленных в ходе интерпретации, носит положительный характер, например, «безусловная гарантия», «ценность», «стремление защитить».
К немногочисленным отрицательным признакам необходимо отнести значение «опасения» в рамках слота свобода как право, а также «правительство препятствует установлению демократической свободы
общества» и «увеличение количества бедного населения» (‘we were all poor enough to know the horrors of freedom in democracy’) в слоте свобода в рамках внутренней политики государства.
Таким образом, анализ примеров свидетельствует о том, что на современном этапе общественно-политический аспект freedom заключает в себе множество положительных значений.
Внешний личностно-ориентированный аспект (21,61%) предполагает четыре слота. В рамках слота свобода как деятельность необходимо выделить два противоположных признака «деятельность, оказывающая положительный эффект» и «деятельность без обязательств, без ответственности». Аналогичным образом наличие двух разноплановых концептуальных признаков наблюдается в слоте свобода как профессиональная деятельность: «деятельность, способствующая повышению профессиональной компетентности» (‘corporate efficiency in privatized industries has improved…by the extra freedom given to managers’) и «нежелательная деятельность». Слот свобода как независимый образ жизни содержит положительные признаки: «возможность поступать по-своему» и «нечто желаемое, приятное». Слот свобода как (пере)движение также заключает в себе положительные признаки: «возможность двигаться, идти или ехать как хочешь и куда хочешь», «физическая легкость движений».
Внутренний личностно-ориентированный аспект (9,57%) состоит из четырех небольших слотов. Свобода как основная стихия творчества характеризуется «способностью к самовыражению» («Latterly his painting has shown a new freedom of expression»). Свобода как одна из основ христианства предполагает «спокойствие, умиротворение духа».
Свобода как психологическое состояние может быть выражена с по-
мощью значения «удовольствие, радость». Свобода как способность мыслить представляет собой «возможность саморазвития».
В рамках объектного аспекта (4,62%) свобода как неограниченное использование какого-либо объекта предполагает «положительный эффект» («Holmes is happy having the freedom of the house when we are out»).
Слот степень свободы как научный термин выражает «научные наблюдения, факты». Свобода как отсутствие чего-либо содержит значение «удовлетворительное состояние, избавление от чего-либо неприятного» («freedom from substances that give rise to foaming or unpleasant odours»).
Юридический аспект (3,13%) заключает в себе слот свобода –нахождение не в заключении, тюрьме, который заключает в себе признаки «стремление вырваться из заключения» и «неопределенность, относительный характер» («The SLORC had repeatedly offered her freedom on condition that she went into exile»).
В философском аспекте (2,97%) слот свобода воли индивида заключает в себе концептуальные признаки «диалектика индивидуального и общественного» и «ответственный выбор» («It should also be said that while he speaks of «absolute dependence», he does not mean to imply that we have no personal freedom or responsibility, that we are mere puppets in the hands of omnipotence’).
Исторический аспект (1,98%) также состоит из одного слота свобода как отсутствие крепостной зависимости, рабства или освобождение от крепостной зависимости, рабства, который предполагает признак «целенаправленные действия по обретению независимости» («Extensive districts had secured their freedom from the Forest law since the time of Edward III»).
Таким образом, в сфере периферии также доминирует общественно-политический аспект. Данный аспект характеризуется значительным количеством положительных признаков («гарантия», «стремление защитить», «справедливое ограничение» и др.) и активно функционирует не только в рамках внутренней политики государства, но и в сфере международных отношений, реализуя тем самым значения контроля, наблюдения и содействия в установлении демократической свободы.
В английском концептуальном пространстве следует отметить слот академическая свобода в значении свободного выбора в обучении. Заметным по количеству объективирующих примеров является внешний личностно-ориентированный аспект. К национально-специфическим особенностям внешнего личностно-ориентированного аспекта концепта «freedom» следует отнести значение повышения профессиональной компетентности. Менее значимыми предстают юридический, философский и исторический аспекты.

Примечание

Источником примеров послужил национальный корпус английского языка:
British National Corpus // http://www.natcorp.ox.ac.uk/

Литература

1. Минский М. Фреймы для представления знаний: пер. с англ. О.Н.Гринбаума. – М.: Энергия, 1979. – 152 с.
2. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики: Учебное пособие. – СПб.:
Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 819 с.
3. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика [Электронный ре-
сурс]. –2007. –Режим доступа: http://zinki.ru/book/kognitivnaya-lingvistika/
4. Рудакова А.В. Когнитология и когнитивная линглистика. –Воронеж: «Истоки», 2004. –80 с.
5. Cambridge Advanced Learner's Online Dictionary // http://www.cambridge.org/
elt/dictionaries/cald.htm
6. Collins English Dictionary Online http://www.collinslanguage.com/results.aspx
7. Dictionnaire en ligne ‘Reverso’ // http://dictionnaire.reverso.net/anglais-synonymes/freedom
8. English Synonym Dictionary / Semantic Atlas // http://dico.isc.cnrs.fr/dico/en/
search?b=1&r=freedom
9. Longman Dictionary of Contemporary English // http://www.ldoceonline.com/
dictionary/freedom
10. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. –International Student
Edition, 2006. –1693 p.
11. Oxford Dictionaries // http://oxforddictionaries.com/definition/freedom
Made on
Tilda