Модуль 6. Национально-культурный и межкультурный, субкультурный и культуроведческий анализ масс-медийного жанра

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НЕФОРМАЛЬНЫХ СУБКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МЕДИЙНОГО ПОДХОДА


А.И. Ольховская

(Россия, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина)


Медийные исследования показывают, что иерархия ценностей представителей какого-либо неформального объединения являет собой компонент вариативной части когнитивного уровня, обращение к которому предполагает выход к периферийной составляющей языковой картины мира, детерминированной социальной и социолингвистической спецификой объединения. Социальные объединения неформального толка, как правило, обладают собственным субкодом социолектной природы (синтез жаргона и сленга). Единицы данного субкода, формируя, с одной стороны, вербально-семантический уровень членов соответствующего коллектива, с другой стороны, несут в себе информацию о ценностных ориентациях этого коллектива, поскольку использование группой лиц массива лексических (и отчасти фразеологических в широком понимании) единиц, отсутствующих в литературном языке, может быть связано лишь с тем, что последний не вполне удовлетворяет эту группу в выражении их отношения к окружающей действительности. Речь идет именно об отношении, поскольку социолектные единицы, исключая арготизмы и примыкающие к ним жаргонизмы (так называемые терминоиды), всегда оценочны, то есть выполняют не только и не столько номинативную функцию, сколько экспрессивную. Таким образом, анализ социолектных единиц определенного объединения, отраженных медийными средствами, является способом выхода к ценностным ориентациям данного объединения.
Контент-анализ текстов массовой коммуникации субкультуры панков (текстов песен популярных панк-групп) позволил нам наметить ключевые ценностные сферы неформального объединения панков, к числу которых мы отнесли 1) алкоголь и наркотики как ведущий способ проведения досуга и ухода от неудовлетворительной, недолжной реальности (синька, бухло, бухать, переть, батл, пузырь, забулдыга, колбасить, план, шмаль, забивать косяк, обкуриться и др.); 2) внутренняя свобода как результат социальной маргинальности, отказ от комфорта и материальных благ в пользу путешествия, которое становится смыслообразующей деятельностью по причине максимального соответствия складывающемуся в подростковом возрасте мироощущению ухода (вписываться, стритовать, аскать, автостоп, забивать на все и др.); 3) социальный статус и связанные с ним характеристики личности, как бы парадоксально это ни звучало на фоне манифестации выпадения из социума (пункер, тинейджер, гопота, менты, мажоры, понтоваться, быковать, ирокез и др.).
Актуализация указанных сфер происходит благодаря действию общей для всех неформальных объединений ценности – ценности обособления от основной части общества, от ее моральных, нравственных и поведенческих норм. Стремление к данной обособленности можно назвать доминантной ценностной ориентацией ситуации подростково-юношеского неформализма, зиждущегося на диалектике центробежной и центростремительной психологических тенденций с эксплицитным доминированием первой: в пубертатном периоде у личности на фоне растущего негативизма и стремления к освобождению от детской зависимости оформляется необходимость самоутверждения за счет отчуждения от взрослого общества и его норм, в том числе языковых и в первую очередь лексических.
Следует отметить, что ценностное пространство, помимо собственно ценностей, включает в себя и антиценности как нечто, препятствующее развертыванию жизнедеятельности субъекта и реализации его жизненной программы на определенном периоде либо на протяжении всей жизни вообще (последний вариант, однако, не входит в сферу наших интересов, так как мы исследуем ценностные ориентации определенного возраста и определенной социальной ситуации, которые при нормальном развитии индивида постепенно редуцируются и вытесняются).
Более детальное рассмотрение обозначенных нами ценностных сфер позволило сформулировать ряд конкретных ценностей и антиценностей неформального объединения панков. Так, в регистр основных положительных ценностей входят а) алкоголь, б) наркотики, в) путешествие и дорога, г) внутренняя свобода, а в регистр основных антиценностей – а) материальные блага, деньги и комфорт, б) социальные группировки, являющие собой силу противостояния (как физического, так и идеологического) социальной общности панков (милиция, гопники, так называемые мажоры, тинейджеры) и характерные для них способы поведения. Интересным в последнем случае оказывается факт отнесения группы тинейджеров к силам противостояния. По-видимому, это можно объяснить тем, что в сознании панков одним из важных составляющих лексического значения слова тинейджер является компонент «приверженность социальным, этическим, моральным и иным нормам основной части общества», что, однако, не зафиксировано ни в одном объяснительном словаре жаргона и сленга.
Полученные на основании контент-анализа текстов средств массовой коммуникации результаты касательно ценностей и антиценностей неформального объединения панков заставили нас усомниться в их истинности, и на это у нас было как минимум две причины. Во-первых, значимым в подростковый период оказывается отступление от принятых правил общества, в то время как выбор версии реализации этого отступления является вторичным и ситуативным, во многом детерминированным обстоятельствами; при этом подросток становится представителем неформального объединения панков чаще всего постольку, поскольку в период актуализации центробежной тенденции сталкивается именно с этим неформальным объединением, а не каким-либо другим. Во-вторых, та или иная версия отступления является, в сущности, навязанной личности, присвоенной ей под культурным давлением – идеология музыкальных панк-коллективов, представляющих собой референтную (авторитетную) группу для вновь вступившего в объединение, оказывается чрезвычайно важной для самоопределения личности и формирования ее ценностных ориентаций.
Демонстрируемая в текстах песен ценностная иерархия, несомненно, раскрывает сложившиеся в субкультурной традиции панков представления о социальной роли и социальном поведении представителей данного неформального сообщества, однако вскрывает ли она действительные ценностные ориентации вполне конкретных языковых личностей, входящих в объединение, не вполне ясно – анализ текстов, не являющихся продуктом прагматикона представителей генеральной совокупности, не может привести наверняка к вскрытию содержания ее лингвокогнитивного уровня.
Для разрешения данного вопроса следует обратиться к речевому поведению самих представителей неформального объединения, которые являются носителями интересующих нас ценностей. Подобное обращение возможно посредством психолингвистической методики ассоциативного эксперимента, направленной на исследование ментального лексикона, при этом опора при проведении эксперимента делается на моментальность реакции испытуемых, которая должна, с нашей точки зрения, разоблачить навязанность ценности в случае ее ложности либо подтвердить ее истинность.
Выборочная совокупность для проведения ассоциативного эксперимента составила 70 человек, причисляющих себя к неформальному объединению панков, в возрасте от 15 до 22 лет. В качестве стимульных слов были выбраны некоторые лексические единицы, зафиксированные в сформированном нами корпусе текстов песен, которые являются, на наш взгляд, ключевыми и наиболее употребительными в сообществе панков (вывод о частотности употребления и идеологической нагруженности был сделан на основе метода внутреннего наблюдения) – синька, бухать, переть (в словоформе прёт) как реализация ценности «алкоголь», обкуриться, план, косяк как средства манифестации ценности «наркотики», мобила, тачка в качестве единиц, связанных с антиценностью «материальные блага, комфорт», тинэйджер, гопота, менты как номинации социальных группировок противостояния, забить, понтоваться, быковать как примеры отрицательной характеристики по действию, свойственному представителям противостоящих социальных объединений, стритовать, аскать, автостоп, вписка в качестве лексем, выявляющих ценности «дорога, движение» и «внутренняя свобода».
Предметом нашего исследования в условиях проверки истинности/ложности ценностных ориентаций стали оценочные реакции испытуемых, так как именно оценка как «положительная или отрицательная характеристика предмета, связанная с признанием или непризнанием его ценности вследствие соответствия или несоответствия его качеств определенным ценностным критериям личности» (Лукьянова, 2016: 37), раскрывает ценностный аспект осмысления объективной реальности и процесс сопоставления объективной действительности с действительностью должной, идеальной, представления о которой заложены личности ее социальным и культурным опытом.
Необходимо отметить, что периферийный компонент картины мира любого подростково-юношеского неформального объединения суть буквальный переворот инвариантной, общезначимой части картины мира, уже усвоенной в этом возрасте в полном объеме и выступающей в роли «ориентира от противного» - тенденция к вытеснению ядерного компонента картины мира приводит к созданию противоположной ей периферийной картины мира, таким образом, ядро и периферия картины мира представителя подростково-юношеского неформального сообщества находятся в положении взаимоисключения и конфронтации (отсюда и принципиальная конфликтность подростка), поэтому объективная действительность, расцениваемая большинством в общих чертах как должная или хотя бы как нормальная, представителем интересующего нас социального объединения расценивается как кардинально недолжная - собственный социальный и культурный опыт подобная личность ставит в позицию отрицательной ценности и неосознанно руководствуется антиопытом.
Каждый блок реакций, полученных в ходе эксперимента на определенное слово-стимул, мы подвергли тематической классификации, одной из интегральных смысловых категорий которой являлась категория оценки, объединяющая все лексические единицы с чрезмерно развитой оценочной семантикой, в лексическом значении которых коннотативный компонент, вытесняя сигнификативный и денотативный, выходит на первый план (наиболее чистая оценка). Обращение к подобным оценочным реакциям обусловлено тем, что ассоциативный эксперимент не способен обеспечить контекст реакции, в то время как «характер оценки зависит от контекста, в частности от той эмоции, которой окрашен тот или иной контекст» (Лукьянова, 2019: 49).
На основании влияния контекста на реализацию семантики оценочных элементов оценку принято делить на ингерентную, языковую, узуальную, контекстно не зависимую, и адгерентную, речевую, окказиональную, реализующуюся лишь в определенном речевом акте, на фоне конкретного контекста. Отсутствие контекста, являющегося мощным механизмом выявления оценочности, явилось основанием для обращения к языковым единицам, которые, входя в ядро полевой структуры оценки, определяются как абсолютная оценка, то есть к лексемам, проявляющим ингерентную оценку.
Необходимо привести наиболее частотные оценочные реакции на каждое слово-стимул, обозначить процентную долю оценочных реакций ингерентного типа от общего массива реакций и процентное соотношение положительных и отрицательных оценочных реакций по отношению к общей доле оценочных ассоциаций в табличном виде.

Таблица 1.

Взаимосвязь стимула и оценочной реакции в неформальной среде

(на основе медийного подхода)

Зачастую оценочные реакции организуют ядро ассоциативного поля - так, ядро ассоциативного поля слова синька включает в себя оценочную ассоциацию чмо (8, 4 %), в ядро поля лексемы прёт входит реакция хорошо, ядерную часть ассоциативного поля слова-стимула гопота формируют реакции суки (8, 4 %) и быдло (8, 4 %), центром ассоциативного поля лексемы менты является слово козлы, поле лексемы автостоп имеет своим ядром оценочное наречие круто – подобное распределение реакций по структурам ассоциативных полей демонстрирует чрезвычайную функциональность категории оценки для представителей неформального объединения панков – в большинстве случаев социолектные слова в ментальном лексиконе облеплены оценочными, а не понятийными смыслами.
Интересно отметить, что абсолютное большинство реакций-оценок даны на уровне чувственного познания предметов или явлений, в русле непосредственных, доинтеллектуальных оценок, и лишь некоторые реакции можно идентифицировать (хотя тоже достаточно условно) как оценки теоретические, интеллектуально-логические, выражающие мнение о желательности или нежелательности явлений, о соответствии или несоответствии их каким-либо нормам и требованиям (ср. хватит!!!, не надо, зачем? и др.). Такое положение дел, безусловно, свидетельствует о низких уровнях интеллектуального и духовного развития представителей неформального объединения панков. На данный факт указывает и частотная встречаемость в качестве оценок инвективной и табуированной лексики, которая сама по себе имеет, с одной стороны, достаточно размытую, с другой стороны - категоричную семантику, т.е. оценку без оттенков («хорошо» или «плохо»), также сленгизмов с категоричной семантикой («хорошо» / «плохо»).
Обилие инвективных и социолектных реакций может быть обусловлено также тем, что слово-стимул своей принадлежностью к социолектному регистру предопределяет реакцию соотносимого языкового и культурного субстандарта. Делая такое предположение, мы исходим из того, что реакция способна активировать в сознании испытуемых ментальную связь, базирующуюся не только на понятийном, но и на стилистическом, социокультурном значении единицы.
Полученные в ходе ассоциативного эксперимента данные позволяют сделать следующие выводы по отношению к ценностным ориентациям неформального объединения панков, интерпретируемые сквозь призму медийного подхода.
1. Алкоголь является положительной ценностью данной социальной общности, однако слова-стимулы, имеющие непосредственное отношение к алкоголю (синька, бухать), несмотря на преобладание положительных оценочных реакций, имеют достаточную долю отрицательных оценок (доля отрицательных ассоциаций на слово синька практически равна доле положительных реакций), поэтому назвать алкоголь абсолютной ценностью все же нельзя. Внимательное рассмотрение массива реакций на слово-стимул прет (среди реакций – музыка, девушка, секс, концерт и т.д.)позволяет сделать вывод о том, что абсолютной ценностью является не алкоголь как таковой, а измененное состояние сознания, эмоциональный подъем, острая экспрессивность. Алкоголь в этом случае представляет собой лишь одно из возможных средств достижения данного состояния наряду с иными другими.
2. Социальные группы, представляющие собой антагонистов представителей социального объединения панков, являют собой антиценность в чистом виде (гопота и менты несколько в большей степени, нежели тинейджеры, что вполне закономерно – если тинейджеры представляют собой противостояние сугубо идеологическое, то два других объединения – еще моральное и физическое). Четко сформированные образы врагов (внешние, поведенческие и внутренние) становятся объектами направленной агрессии. Действия, названные глаголами быковать и понтоваться, получают у представителей неформального объединения целиком отрицательную оценку и рассматриваются с позиции их принадлежности определенному социальному статусу – в первую очередь, с позиции характеристики по действию представителей социальных групп-антагонистов панков (так, ядро ассоциативного поля слова быковать составляет реакция гопота (гопники), в числе ассоциаций на слово понтоваться также в наличии ассоциации, обозначающие субъекта-носителя свойства, названного глаголом качественной семантики, - мажор, гопник).
3. По поводу истинности / ложности ценности «наркотики» на основании проведенного эксперимента нельзя сделать однозначного вывода. Несмотря на то, что реакции на слова-стимулы обкуриться и план являют достаточно сильную положительную оценку, анализ реакций на слово-стимул косяк свидетельствует о том, что говорить об абсолютной ценности наркотиков не нужно. Так, во-первых, лексему косяк в интересующем нас значении «доза наркотического вещества, предназначенного для курения; сигарета (обычно «Беломор»), набитая травой, обладающей наркотическим воздействием на психику человека и вызывающей измененное состояние сознания» восприняли далеко не все, что, скорее всего, говорит о том, что такое времяпрепровождения не свойственно данным личностям, а во-вторых, доля негативной оценки этого слова превышает долю положительной оценки.
4. Категория материальных ценностей не отражает однозначной картины - ни абсолютной ценностью, ни четко сформированной антиценностью их назвать нельзя. Оценочные реакции на слово мобила являются целиком отрицательными (среди них в наличии интеллектуальные – обыденность, стена между людьми), оценочные же реакции на слово тачка, наоборот, почти полностью представляют собой положительную оценку. По-видимому, мобильная связь, являясь в настоящее время очень распространенной, осмыслилась и оценилась субъектами уже на теоретическом уровне как предмет материального мира, имеющий свои достоинства и недостатки, в то время как тачка остается в сфере мечты, ее владение недоступно представителям подросткового возраста, поэтому она являет собой желанный объект и оценивается как круто и хочу.
5. Лексические единицы, манифестирующие ценность внутренней и внешней свободы, социальной маргинальности в числе своих ассоциаций имеют либо перевес отрицательных оценочных реакций (аскать, стритовать), либо равное количество отрицательных и положительных реакций (вписка). Абсолютная доминанта положительной оценки над отрицательной касается лишь слова автостоп, что свидетельствует о ценности путешествия, дороги и движения, которые в современном социально-культурном контексте воспринимаются, скорее, не как уход от недолжной действительности и выпадение из общества, а как развлечение и необычное времяпрепровождение.

Литература

1. Лукьянова Н.А. О соотношении понятий «экспрессивность», «эмоциональность», «оценочность» // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2016. – Вып. 5. – C. 20-32.
2. Лукьянова Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления (проблема семантики). – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 2019. – 232 с.
Made on
Tilda