Модуль 5. Психологические проблемы масс-медийного жанра

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ «РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ» СМИ


Е.А. Тарлаковская

(Россия, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова)


В последнее время особый акцент делается на рассмотрение вопросов речевого воздействия средств массовой информации. Это обусловлено тем, что современный человек живет в условиях постоянного речевого воздействия, которое оказывается, и сам является субъектом речевого воздействия.
В определении, зафиксированном «Лингвистическим энциклопедическим словарем», функции языка представляют собой проявление его сущности, назначения в обществе, то есть являются его основообразующими характеристиками. Двумя главнейшими базовыми функциями языка традиционно признаны: коммуникативная – быть «важнейшим средством человеческого общения» и когнитивная (познавательная, гносеологическая) – быть «непосредственной действительностью мысли» (ЛЭС, 2016: 564).
Однако, выходя за пределы собственно языка в сферы социологии, психологии, культурологи, ряд исследователей утверждают, что функция языка заключается не в информировании, а в коммуникативном воздействии, побуждении (Денисюк, 2003; Стернин, 2011; Порубов, 2016).
«Язык позволяет не просто описывать какие-либо объекты или ситуации внешнего мира, но и интерпретировать их, задавая нужное адресанту видение мира, управлять восприятием объектов и ситуаций, навязывать их положительную или отрицательную оценку» (Пирогова, 2017: 222).
Таким образом, элемент воздействия есть в любой коммуникации: тот факт, что слушающий узнает, что-то понимает, чего-то хочет, является результатом воздействия, которое – прямо или непрямо – оказывает на него любое высказывание говорящего.
Само понятие «воздействие» в разных контекстах употребляется, во-первых, в значении «процесс», во-вторых – в значении «результат этого процесса» (Денисюк, 2003: 26).
Речевое воздействие рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле речевое воздействие представляет собой любое речевое общение, взятое в аспекте его целенаправленности, целевой обусловленности, это речевое общение, описанное с позиций одного из коммуникантов, когда рассматривает себя как субъект воздействия или адресант, полагая своего собеседника объектом или адресатом. Быть субъектом или адресантом речевого воздействия – это значит регулировать деятельность своего собеседника. Так, при помощи речи мы побуждаем другого человека начать, изменить, закончить какую-либо деятельность или создаем у него готовность к совершению той или иной деятельности, когда появляется в этом необходимость. В узком смысле речевое воздействие – «речевое общение в системе средств массовой информации или агитационных выступлений непосредственно перед аудиторией (Денисюк, 2003: 28).
Таким образом, под речевым воздействием понимается спланированное воздействие на знания (когнитивный уровень), отношения (аффективный уровень) и намерения (конативный уровень) адресата в нужном для адресанта направлении.
В результате под воздействием СМИ формируется мировоззрение в целом, появляются знания, происходит выработка навыков.
В определенной степени алгоритм речевого влияния СМИ напоминает содержательную модель речевого воздействия в сфере педагогики. Данный алгоритм можно представить следующим образом: «Изменение информации  Изменение оценки  Изменение поведения» (Щербинина, Баранов, 1996: 16). По аналогу педагогической модели, в рамках которой педагог воздействует на мировоззрение, убеждения обучаемого с целью оказать влияние на поведение, изменить взгляды обучаемого.
В современном научном пространстве продолжается дальнейшее оформление науки об эффективном общении - науки о речевом воздействии. Она формируется как интегральная наука, объединяющая знания целого комплекса смежных наук – лингвистики, психолингвистики, прагмалингвистики, риторики, стилистики, культуры речи, социологии, связей с общественностью и других. Одними из разделов современной науки о речевом воздействии являются следующие разделы: речевое воздействие в публичной речи; речевое воздействие в условиях массовой информации. Это наука о выборе подходящего, адекватного способа воздействия на личность в конкретной коммуникативной ситуации, об «умении правильно сочетать различные способы речевого воздействия в зависимости от собеседника и ситуации общения для достижения наибольшего эффекта» (Стернин, 2011: 5).
Типы коммуникативных сигналов или приемов, используемых в речевом воздействии, определяются И.А. Стерниным как «факторы общения» (Стернин, 2011: 55). Факторы общения объединяются в три мегафактора: фактор говорящего, фактор адресата и фактор сообщения.
1) Фактор говорящего – это все, что относится к физической стороне деятельности говорящего:
- фактор внешности;
- фактор физического поведения во время речи (движения, позы, жесты);
- фактор стиля общения и т.д.
2) Фактор адресата – это все то, что относится к учету того, на кого ориентировано сообщение:
- фактор количества участников и т.д.
3) Фактор сообщения – это то, что относится к наполнению содержанием, построению и формам языкового выражения сообщения, условиям его передачи:
- фактор установления контакта с собеседником;
- фактор содержания;
- фактор языкового оформления;
- фактор объема сообщения;
- фактор расположения элементов содержания и т.д. (Стернин, 2011: 55-56).
В настоящее время наиболее изучен фактор сообщения, особенно в тех аспектах, которые касаются построения текста СМИ и средств языкового выражения мысли в сфере СМИ.
Наибольшей силой воздействия на современную аудиторию, по мнению Б.Ц. Бадмаева (Бадмаев, 2018), обладают те речи, которые доказательны, информативны, теорию связывают с жизнью и логически стройны.
Доказательность – важнейшая характеристика любого выступления. Каждому человеку знакомо чувство удовлетворения, если излагаемый материал строго аргументирован. В таком случае возникает чувство согласия, говорящий и слушающий становятся единомышленниками.
Основными признаками доказательности устной речи в СМИ являются обоснованность, логическая принудительность выводного знания, ясность, конкретность, единство чувственного (эмоционального) и рационального в речи выступающего.
Информативность как показатель устной речи в СМИ связан с новизной и полезностью информации.
Связь теории с жизнью – один из серьезных условий повышения убедительности речи в СМИ.
Логическая стройность подразумевает последовательное изложение проблемы, состоящей из нескольких вопросов или аспектов одного вопроса. При этом раскрытие одного вопроса с необходимостью подводит мысль слушателей к восприятию следующего. Для логически стройной речи характерна адекватная последовательность, цельность, неразрывность связи мыслей в ходе рассуждения (Бадмаев, 2018: 102-105).
Фактор говорящего в речевом воздействии отражает большую важность физического поведения говорящего в процессе речевого воздействия. Для того, чтобы оказать соответствующее воздействие на слушающего (аудиторию), необходимо обладать также определенной совокупностью личных социально-психологических качеств, к числу которых относятся достаточно высокий уровень инициативы и активности, опыт и навыки организаторской деятельности, заинтересованность в достижении поставленных целей, адекватный уровень информированности, достаточная общительность и личная привлекательность, высокий уровень собственного престижа и авторитета.
Фактор адресата побуждает оратора учитывать в общении важные различия, обнаруживающиеся при речевом воздействии на разных адресатов. Существенна гендерная специфика речевого воздействия СМИ: одни и те же факторы речевого воздействия в разной степени эффективны в мужской и женской аудитории. Например, одна и та же аргументация по-разному воспринимается мужчинами и женщинами: для женщин более эффективна индуктивная аргументация, для мужчин – дедуктивная и т.д. Возрастная специфика адресата предполагает учет возраста собеседника или аудитории при осуществлении речевого воздействия СМИ. Так, с молодежью эффективнее разговаривать в более быстром темпе, приводить образные примеры и т.д.
Однако термин «речевое воздействие», рассматриваемый в контексте средств массовой информации, оставляет без уточнения конкретный характер и способ воздействия: воздействие на сознание путем выстраивания рациональной аргументации (убеждения) или воздействие на подсознание (суггестия или внушение), воздействие с помощью вербальных (вербальное воздействие) или невербальных средств (невербальное воздействие). Таким образом, изучение правил, способов и приемов эффективного речевого воздействия СМИ, без сомнения, являются важнейшими задачами сегодняшнего этапа в развитии данной науки.

Литература

1. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. – М.: Слово, 2018. – 222 с.
2. Денисюк Е.В. Манипулятивное речевое воздействие: коммуникативно-прагматический аспект. Дис… канд. филол. наук. – Екатеринбург, 2003. – 200с.
3. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Язык, 2016. – 570 с.
4. Пирогова Ю.К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и манипулирования (на материале рекламных и PR сообщений). // Проблемы прикладной лингвистики – 2017. - 2001. - С. 209-227.
5. Порубов Н.И. Риторика. – М.: Слово, 2016. – 384 с.
6. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж, 2011. – 252 с.
7. Щербинина Т.С., Баранов А.Г. Речевое воздействие в учебном процессе. // Речевое воздействие в текстах разной функциональной направленности. – Ростов н/Д, 1996. – С. 15-17.
Made on
Tilda