Модуль 2. Риторические аспекты масс-медийного жанра

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСКЛИЦАНИЙ В ТЕКСТАХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ


Г.В. Бобровская

(Россия, Волгоградский государственный социально-педагогический университет)


Современная коммуникативистика, анализируя особенности массовых коммуникативных процессов, наряду с традиционным видом восприятия и передачи нового, выделяет также аффективный тип, специфика которого обусловлена эмоциональной потребностью в новом. При этом коммуникативные действия по передаче новой информации могут наслаиваться на целерациональные и ценностно-рациональные действия, корректируя их с точки зрения традиций или окрашивая эмоционально для лучшего, более эффективного и глубокого восприятия (Березин, 2016).
Одним из механизмов обеспечения определенного когнитивно-аффективного восприятия передаваемой информации является использование фигур повышенной эмоциональности. Коммуникативная ценность эмоциональных фигур, их богатый прагматический потенциал в современном массово-информационном дискурсе обусловливают широкий спектр речежанрового употребления и, как следствие, достаточно подробную изученность когнитивных и лингвостилистических особенностей этих элокутивных средств (Мишель, 2002; Пескова, 2016; Будниченко, 2018; Сковородников, 2018).
Вместе с тем остается нерешенным ряд вопросов, связанных с изучением эмоциональных фигур в аспектах стратегий и тактик речевого воздействия, объективации имплицитных компонентов высказываний в плоскости массовой коммуникации. В этой связи представляется перспективным исследование восклицаний как элокутивных средств, служащих выражению эксплицитно-позитивных и имплицитно-негативных коммуникативных смыслов. В настоящей статье определяется сфера применения и набор функций, свойственных восклицаниям в текстах массовой коммуникации. Материал исследования охватывает дискурсивные области современной российской газетной публицистики и рекламы.
Как показывает эмпирическая база исследования, восклицательное предложение является структурным способом передачи эмоционального отношения к социальной действительности: Подорожает все! (АиФ. 2018. № 10: 5); Лифт – не общественный транспорт! (ВГ. 2018. № 4: 11). При этом для газетных текстов особенно характерно использование восклицаний не только для выражения интеллектуальной и/или эмоциональной оценки, но и для побуждения к действию: Все на выборы! (Изв. 2018. № 63: 14); Смелее уезжайте из города! (АиФ. 2018. № 35: 12); Спасайте ваши денежки! (МКВ. 2018. № 5: 17); Нарисуем будущее! (МКВ. 2018. № 41: 39); Дорогу капитализму! (АиФ. 2018. № 226: 14); Долой авитаминоз! (АиФ. 2018. № 20: 14).
Экспрессивно-апеллятивные свойства восклицаний предопределяют использование восклицательных предложений не только в текстообразующей функции (восклицательные предложения-заголовки являются ключевым структурно-семантическим элементом всего текста, способствуя экспликации информационных либо воздействующе-убеждающих интенций), но и в жанрообразующей функции (восклицательные предложения приобретают облигаторную значимость в оформлении речевой структуры текстов в таких газетных жанрах, как анонс, объявление): 40 артистов на сцене! Впервые в Волгограде – шедевры хореографии Джорджа Баланчина, Ролана Пети, Джона Ноймайера и других ведущих балетмейстеров мира! (АиФНП. 2018. № 15: 8); Вниманию всех заинтересованных лиц! И – всех-всех желающих! Уже начался прием конкурсных работ (НГ. 2018. № 40: 4); Все о правах авиапассажиров! Что можно взять с собой на борт самолета? Какие компенсации полагаются при задержке рейса; пропаже или порче багажа? Сколько денег вернут при сдаче авиабилета? Этим и другим вопросам, волнующим отпускников, командировочных и других клиентов авиакомпаний, будет посвящен очередной выпуск проекта «Прямая линия» «Комсомолки» на «Маяке» (КП. 2018. № 122: 7).
Что касается риторического восклицания как приема фигуральной речи, следует отметить, что вопросы определения его семантической сущности и прагматической предназначенности сопряжены с проблемой очевидной терминологической размытости данного понятия: по справедливому замечанию А.П. Сковородникова, «диапазон понимания риторического восклицания достаточно широк: от отождествления его с любым восклицательным предложением до разновидности грамматического тропа, трудно отличимого от риторического вопроса» (Иванов, Сковородников, Ширяев, 2014: 603).
Выделению в общей группе восклицательных предложений собственно риторических восклицаний способствует введение семантических и коммуникативно-прагматических критериев дифференциации. Так, «понятие риторического восклицания как фигуры речи, возможно, получит большую определенность, если его подвести под понятие отклонения от нейтральной ступени выражения нормы, приняв за нее синтаксическую структуру, не имеющую в своем составе формальных показателей эмоциональности» (Иванов, Сковородников, Ширяев, 2014: 603). Ср.: Россия, в которой на протяжении двух десятков лет уничтожался научный, военный и промышленный потенциал, вдруг оказалась еще способна огрызнуться. Какое недовольство это вызвало на Западе! Какую злобу! (Сов. Рос. 2018. № 90: 3) – показателями эмоциональности являются восклицательная интонация, а также вопросительно-относительное местоимение какой, употребленное в переносном значении, причем усилению эмоционального воздействия служит повтор данного местоимения.
Соотнесение риторического восклицания, определяемого как «речевой акт, представляющий собой восклицание как прием выразительной речи» (Москвин, 2017: 644), с иллокутивными целями позволяет выделить характерные коммуникативно-прагматические ситуации использования данной фигуры повышенной эмоциональности: инвектива (оскорбление), индигнация (негодование, гнев, возмущение и т.п.), инсультация (ирония, издевка) и проч.
Семантической основой исследуемой фигуры является то, что «риторическое восклицание изображает контраст между положительной по своей форме утверждением и явно выраженным намеком на его отрицательный смысл, или наоборот. Здесь проявляется различное отношение к интеллектуальному и эмоциональному содержанию высказывания» (Хазагеров, 2019: 148).
Использование восклицаний (как риторических, так и иных типов) в публицистике и рекламе позволяет сделать ряд наблюдений относительно специфики речевой реализации информационно-интерпретационной и регулятивной стратегий, представляющих значимые векторы конструктивно-смысловой организации текстов массовой коммуникации.
Коммуникативная информационно-интерпретационная стратегия, наглядно прослеживающаяся, в частности, в текстах газетной аналитической публицистики, и регулятивная стратегия, представленная в газетной рекламе, обнаруживают сходство тактических подходов в реализации коммуникативных задач в той части, которая касается тактики аргументации. В этом отношении восклицание выступает средством аргументации к пафосу, иными словами, «можно говорить об эмоциональном типе аргументации или об эмоциях как форме / способе аргументации» (Шаховский, 2017: 11). Перспективность и значимость изучения эмоционально маркированной аргументации, участвующей в психологических механизмах убеждения, несомненна: «Это тоже часть лингвистики и семиотики эмоций, которая требует самостоятельного исследования на материале разных языков» (Шаховский, 2017: 11).
Являясь способом эмоционального оформления аргументов, играя аргументативно-риторическую роль в элокутивной организации газетного текста, восклицания также позволяют выразить различные эмотивно-оценочные смыслы, т.е. имеют также семантическое значение. Исходя из этого, восклицания демонстрируют функциональный синкретизм, участвуя в реализации, в частности, информативно-иллюстративной функции (являясь средством доказательства, пояснения каких-либо фактов), а также субъективно-модальной функции (выражая эмоциональное отношение к предмету речи).
Приведем примеры совмещения аргументативно-риторических и семантических свойств восклицаний. В приведенных контекстах восклицания, оформляя аргументы к фактам (довод к реальности), способствую выражению следующих субъективно-модальных значений:
  • возмущения: Особенно остро эта волокита мешает при оформлении разрешительной документации на строительство. Даже с уже отведенным как положено земельным участком и готовым проектом на получение положительной резолюции может потребоваться целый год! (МКВ. 2018. № 4: 25); также ср.: В праздничные дни самолеты заполнены под завязку: выходит, заложниками задержек стали не меньше 7-8 тысяч человек! Особенно не повезло туристам, которые на Новый год нежились на пляжах Гоа, – их обратный рейс в Москву застрял в Индии на лишних 30 часов! (КП. 2018. № 4: 3);
  • иронии: Папы с мамами, только спокойнее! Запаслись валидольчиком – и на школьный базар. Вам еще столько нового и интересного предстоит узнать накануне 1 сентября! Благо издатели и продавцы школьной продукции не дают заскучать (КП. 2018. № 22: 8);
  • сожаления: Запах курева, табачный дым… Что может быть хуже для тех, кто не курит сам, но вынужден регулярно дышать всем этим дома или на работе! (АиФ. 2018. № 4: 25).
Структурно-функциональные разновидности риторических вопросов преследуют при этом также частные прагматические цели.
Катаплока как восклицание, включенное в текст в виде вставки (парантезы), выполняет уточняющую функцию: Напомним, что осенью он развелся (единственный из всех французских президентов!) со своей супругой Сесилией (КП. 2018. № 2: 3).
Эпифонема как восклицание, завершающее текст, выполняет обобщающую функцию: Но, к сожалению, деньги сегодня страну развращают. Хотя недра, знаете ли, – они народные! Ни в одной капиталистической стране недра не принадлежат частным лицам или частным компаниям. В концессию, в разработку, – да, пожалуйста. Но сами эти залежи нефти, газа, угля – исключительно народное достояние и принадлежать должны только государству! (АиФ. 2018. № 23: 12).
В рекламных текстах массовой коммуникации использование восклицаний служит речевым приемом реализации, как было отмечено, регулятивной (прагматической по своей значимости) стратегии, а также различных когнитивных стратегий, которые выделяются в зависимости от направленности на сознание и деятельности адресата. В их числе выделяются стратегии, «воздействующие на поведение, на образ мыслей, на шкалу ценностей говорящего» (Иссерс, 2017: 380-381). Так, стратегии, воздействующие на шкалу ценностей говорящего, реализуются посредством тактических приемов ссылки на авторитет, к норме и т.п. Конкретизируя коммуникативно-прагматические свойства восклицаний в сфере рекламы, рассмотрим конструктивную роль восклицаний в выражении частной стратегии преимущества.
Соотношение ономасиологической базы рекламных текстов, рекламных топосов с приемами аргументации позволяет выделить следующие основные сферы использования восклицаний в газетных рекламных жанрах:
  • Цена товара (довод к экономии): Кредиты стали дешевле! (КП. 2018. № 23: 30); Дорогу новым ценам! (АиФНП. 2018. № 511: 14); Качество и цены вас приятно удивят! (ВГ. 2018. № 2: 11); Удивляйтесь отличной цене! (АиФ. 2018. № 5: 6); Скидки на бархатный сезон!!! (ВГ. 2018. № 35: 21).
  • Мнение специалистов (довод к авторитету): Водители-профессионалы выбирают правильные шины! (АиФ. 2018. № 42: 12); Оценка врачей – «отлично»! (ВДВ. 2018. № 48: 22).
  • Репутация фирмы (довод к собственному авторитету): 14 лет на рынке туристических услуг! (ВДВ. 2018. № 47: 15); Репутация безупречна! (Изв. 2018. № 48: 14); Наши окна служат людям уже 10 лет подряд! (ВГ. 2018. № 1: 1).
  • Выбор потребителей (довод к авторитету общественного мнения): Россияне сделали свой выбор! (АиФ. 2018. № 8: 2).
  • Успешность (довод к тщеславию): Учитесь у профессионалов – и наградой Вам будет успех! (ВГ. 2018. № 9: 20); Благодаря займу Zарплата+ Вы будете жить лучше! (КП. 2018. № 7: 45).
  • Надежность (довод к комфорту): Окна ТДС. С нами теплее! (ВГ. 2018. № 2: 10); UAZ Patriot. Одного взгляда достаточно, чтобы понять: в городе и за его пределами он достаточно проявит себя и в нем можно быть уверенным на все сто! (МК. 2018. № 343: 52).
  • Здоровье (довод к пользе): Жизнь без гипертонии – прибор «Онега!» (АиФ. 2018. № 4: 4); Не дадим вирусам ни единого шанса! (КП. 2018. № 12: 61); Чтобы кости не болели! (АиФ. 2018. № 19: 11).
Не являясь риторическими по своим формальным и семантическим свойствам, восклицания данных типов вместе с тем представляют собой продуктивные и коммуникативно-прагматически релевантные элементы текстов массовой коммуникации, способствующие емкому выражению интенциональных задач.
Таким образом, восклицания обладают значительным прагматическим потенциалом в текстах массовой коммуникации, составляющих один из весомых сегментов массово-информационного пространства. Использование восклицаний позволяет отразить широкий спектр эмотивно-оценочных смыслов и персуазивных установок.

Примечания

Сокращения:

АиФ – «Аргументы и факты»
АиФНП – «Аргументы и факты. Нижнее Поволжье»
Изв. – «Известия»
КП – «Комсомольская правда»
МК – «Московский комсомолец»
МКВ – «Московский комсомолец в Волгограде»
НГ – «Новая газета»
Гор. Вести – «Городские вести»
Сов. секр. – «Совершенно секретно»
Сов. Рос. – «Советская Россия»
ВГ – «Ваша газета»
ВДВ – «Все для вас»

Литература

1.Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: РИП-холдинг, 2016. – 174 с.

2.Будниченко Л.А. Экспрессивная пунктуация в публицистическом тексте (на материале языка газет). – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. – 264 с.

3.Иванов Л.Ю., Сковородников А.П., Ширяев Е.Н. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник. - М.: Флинта, 2014. – 840 с.

4.Иссерс О.С. Когнитивные и речевые стратегии в аспекте их функционирования в различных типах дискурса. // Русский язык: исторические судьбы и современность: труды и материалы XII Межд. конгресса исследователей русского языка. – М.: Изд-во МГУ, 2017. – С. 380-381.

5.Мишель М.А. Особенности функционирования экспрессивных синтаксических конструкций в речевых жанрах: (на материале современной публицистики): автореф. дисс. … канд. филол. наук. – СПб., 2002. – 18 с.

6.Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Терминологический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 940с.

7. Пескова В.Я. Стилистическая функция вопросительных и восклицательных конструкций в публицистическом тексте. // Общественные науки и современность. – 2016. – № 2. – С. 73-82.

8.Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2018. – 255 с.

9.Хазагеров Т.Г. Общая риторика: Курс лекций: Словарь риторических приемов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 316 с.

10. Шаховский В.И. Лингвистика эмоций. // Филологические науки. – 2017. – №5. – С. 3-13.

Made on
Tilda