ЦИКЛИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКОЙ И ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУР
Е.В. Ионова
(Россия, Астраханский государственный технический университет)
Трансформации, которые переживает российское общество на современном этапе, затрагивают не только политику, экономику, но и культурную сферу. Культура отнюдь не сводится только к тем областям, с которыми ее обычно связывают – искусством, архитектурой, музыкой и т.д. Культура – это система ценностей и норм, определяющих поведение людей, их деятельность. Культурные ценности пронизывают все сферы бытия, включая повседневную деятельность. Образ жизни людей, являясь частью культуры общества, подвергается трансформациям из-за влияния множества факторов. Одним из них можно назвать культурное влияние западных стран, которое является неотъемлемой частью глобальных процессов, происходящих в современной России.
Масштабная трансформация социокультурной сферы происходит в России с начала девяностых годов прошлого века. Открытие границ социокультурного пространства России вследствие распада советской системы стимулировало рост возможностей культурного выбора, обусловленный глобальным обменом информацией и интеллектуальными ресурсами. В Россию с Запада хлынули готовые модели потребления, стереотипы поведения и культурные образцы. Влияние западной культуры, на наш взгляд, затрагивает многие стороны образа жизни россиян, включая бытовую деятельность, культуру потребления (например, культуру питания), здоровьесберегающие практики, трудовую деятельность, формы проведения досуга и др.
В современной социологической и культурологической литературе широко распространено мнение, что в российском обществе утверждаются новые западные прагматические стандарты поведения и стиля жизни, которые непременно ведут к глубокой трансформации ценностей россиян и в дальнейшем к гибели русской культуры в целом.
Развитие общества подчиняется ряду законов общественного развития, или социальных законов, которые представляют собой некие тенденции общественных изменений, существо которых остается неизменным (Шишкина, 2016). Так, одной из важнейших особенностей развития общества является цикличность: социальное развитие протекает в виде большого количества циклов различной величины. Развитие общества и культуры циклично, и они проходят свое развитие по спирали, на каждом новом витке повторяя явления в немного измененном варианте, в другой интерпретации, сохраняя их суть. Такую же цикличность можно наблюдать и в развитии культуры России в контексте ее взаимодействия с культурами Запада.
На наш взгляд, Россия в силу своего геополитического положения и особенностей исторического развития всегда испытывала и будет испытывать на себе влияние других государств, впитывать элементы их культур. В отечественной и зарубежной литературе ученые все чаще характеризуют Россию как особую уникальную цивилизацию, основные черты которой складывались в результате длительных эволюционных перемен (Шаповалов, 2013).
Так, по мнению В.Ф. Шаповалова, современная российская цивилизация (Шаповалов, 2013) ведет свои истоки от реформ Петра Первого. Именно реформами Петра Первого были заложены основы новой России, не похожей ни на Запад, ни на какую-либо другую цивилизацию. При этом В.Ф. Шаповалов отмечает, что реформы Петра Первого не были началом западного пути развития. Глубинные цивилизационные структуры, то есть общероссийский народный характер и менталитет, фундаментальные черты образа жизни и мысли лишь поменяли присущий им цвет, сохраняя почти все свои особенности.
Нам удалось проследить как проходили процессы западного социокультурного влияния на российское общество, начиная с XVII века, эпохи Петра Первого и до наших дней. Было найдено много сходства в особенностях данного влияния на быт российского общества в XVII веке и в конце XX столетия. Так, например, известный русский историк В.О. Ключевский отмечает, что в XVII веке при дворе и в высшем кругу развивается страсть к «комедийным действам» - театральным зрелищам, которые называют «бесовской игрой, пакостью душевной» (http:\\www.magister.msk.ru\library\history\kluchev\kllec53.htm).
При этом, исследователей поражает тот факт, что, хотя большинство так называемых «комедий» и содержали библейские сюжеты, все они отличались страшными сценами казней, сражений, пушечной пальбой и вместе с тем грубыми непристойными выходками комедийных персонажей (http:\\www.magister.msk.ru\library\history\kluchev\kllec53.htm).
Необходимо заметить, что публику чрезвычайно привлекали такого рода мероприятия. Все это напоминает нам появление всевозможных шоу, а также американских боевиков, фильмов ужасов и комедий, которые стали достаточно популярны на российском экране в конце XX века. В этот период, как и три века назад, в русской культуре наблюдались похожие явления, причем люди разных столетий одинаково воспринимали эти влияния западной культуры. Тем не менее, один век спустя, Россия уже в XIX веке переживала сильнейший духовный взлет, что дало повод многим исследователям говорить о золотом веке российской культуры.
В усвоении российским обществом образцов западной культуры нам удалось выделить три основные этапа, которые мы позаимствовали из этапов развития российской рок-музыки О.П. Пановой (
http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c63_04.htm):
- фаза имитации (заимствование внешних форм, слепое подражательство, копирование);
- фаза адаптации (складывание новой культурной модели с включением элементов западной культуры, происходит самоидентификации в диалоге с другой культурой, которая помогает выстроить новую систему ценностей, отличную от традиционной, возникает синтез западной и российской культурных моделей и формируется новое синтетическое образование);
- фаза проекции - современность (в эпоху глобализации и интеграции, демократии и почти открытых границ происходит уже не усвоение западного опыта, а отстаивание и защита собственной самобытности, инаковости, непохожести. Западное часто воспринимается как "безликое", "агрессивное", "массовое" и т.д. Наблюдается резкое неприятие масскультуры и рекламы, западных ценностей - денег, утилитаризма, клишированного бессодержательного общения, отсутствия веры, духовности).
Многие исследователи настаивают на том, что на современном этапе в связи с глобализационными процессами культура России растворяется в других культурах, теряя свою самобытность. На наш взгляд, поскольку основу любой культуры составляют язык, религия, ценности, обычаи, традиции, которые лишь немного видоизменяясь, при этом не теряя своей сути, на протяжении многих веков в России они остаются постоянными. Кроме того, на системе заимствования, приобретения и переработки чужих ценностей, на усваивании опыта других культур держится взаимосвязь культур, их внутренний рост, их взросление.
По мнению В.В. Ильина, России «надлежит вымостить свой высокотехнологичный, но вместе с тем светлый, морально не токсичный путь утверждения» (Ильин, 2014: 116). В.В. Ильин и его коллеги полагают, что «магистралью будущего» для России должна стать своего рода формула: «Тело Запада, душа России, прагматизм и духовность…» (Ильин, Ахиезер, 2018: 25).
По нашему мнению, сейчас в России идет постпереходный период, когда общество адаптирует новые западные ценности и модели поведения к своим социально-историческим особенностям, а в то же время собственные культурно-исторические традиции активно приспосабливаются к новым современным потребностям. В ХIХ веке Н.А. Бердяев писал, что «мы должны будем усвоить себе некоторые западные добродетели, оставаясь русскими» (Бердяев, 2017: 7).
Бесспорно, в данный момент Россия и ее культура отражают трансформации образа жизни россиян. Но современная жизнь - не более чем некоторый этап в складывающейся веками жизнедеятельности. Цикличность общественной и культурной жизни позволяет прогнозировать будущее. По нашему мнению, современные социокультурные процессы не приведут к гибели русской культуры, к потере ее идентичности. Они представляют собой закономерные процессы, подобные которым уже имели место в истории России, что позволяет нам сделать оптимистический прогноз о последующем возрождении русской культуры.
Литература
- Бердяев Н.А. Русская идея. – М.: Азбука, 2017. – 322 с.
- Ильин В.В. Россия: опыт национально-государственной идеологии. - М.: Мысль, 2014. – 286 с.
- Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. - М.: Цивилизация, 2018. – 386 с.
- Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция 53. // http://www.magister.msk.ru\library\history\kluchev\kllec53.htm
- Панова О.П. Образ США в российской рок-культуре: конфликт как способ самопознания. // http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c63_04.htm
- Шаповалов В.Ф. Истоки и смысл российской цивилизации. - М., 2013. – 267 с.
- Шишкина Е.А. Социология глобального экологического кризиса. В 2-х ч. Ч. 1. Теория, методология, структура. – Астрахань: Перспектива, 2016. – 238 с.