Модуль 5. Психологические проблемы масс-медийного жанра

ДИСКУРС УСПЕХА: ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ

АМЕРИКАНСКИХ ПЕРЕВОДНЫХ И РОССИЙСКИХ КНИЖНЫХ СЕРИЙ


О.Ю. Берсенева, А.А. Ворожбитова

(Россия, Сочинский государственный университет)


Антропоцентрическая ориентация современной лингвистики, сместившая исследовательский интерес в сторону субъекта речемыслительной деятельности, привела ученых к признанию того, что сам язык есть результирующий продукт сложной когнитивной деятельности человека. В рамках данного направления аксиологический подход к языку явился инструментом анализа ценностной картины мира, релевантной той или иной этнокультуре.
С позиции аксиолингвистики особая роль принадлежит мировоззренчески ориентированным, ценностно насыщенным текстам, которые носят предписывающий или рекомендательный характер, содержат некие установочные нормативы и воздействуют на значительные массы людей. К таковым правомерно отнести корпус текстов, выступающий репрезентантом дискурса особого типа, моделирующего ментальное пространство эффективной жизнедеятельности личности который назван в нашем исследовании «дискурсом успеха».
В настоящее время имеются в широкой продаже и пользуются массовым спросом тексты американских и российских авторов, изданные в рамках таких популярных книжных серий, послуживших материалом нашего исследования, как «Успех!», «Деньги. Карьера. Успех», «Формула успеха», «На волне успеха», «Для "чайников"», «Путь Мастера», «Все обо всем», «Популярная психология», «Психологические этюды», «Сам себе психолог», «Мужчиноведение», «Он и она», «Он+она», «Амазонки ХХI века», «Только для женщин», «Настольная книга стервы», «Будет по-моему!», «Логика хитрости» и др.
Издания, аккумулирующие современное представление об успехе и способах его достижения, в российской социокультурной ситуации рубежа XX–XXI вв. приобрели массовый характер, оказав существенное влияние на коллективную языковую личность потребителей данного типа дискурса. Это издания как зарубежных (преимущественно американских) специалистов в области практической психологии, так и отечественных авторов, взявших на вооружение их идеи, методы, стратегию и тактику литературного воплощения.
Дискурс успеха призывает читателя сознательно строить для себя и близких лучшую жизнь, предлагая множество практических рекомендаций и советов, т.е. обладает большим мобилизующим потенциалом. Цель продуцентов дискурса успеха – объяснить то, каким образом реципиент может самостоятельно изменить свою жить к лучшему, создать оптимальное ментальное пространство личного существования путем воздействия на сознание реципиентов комплексом лингвориторических средств. Идеи, лежащие в основе данных текстов, привлекают массового читателя, прежде всего, обещаниями научить вести здоровый образ жизни, быть всегда в хорошей физической форме, сохранять уверенность в себе, хорошее настроение и жизненную активность на долгие годы. Продуценты дискурса успеха приводят множество рекомендаций и практических советов по результативной стратегии и тактике поведения в обществе, в области оптимизации общения, в том числе между начальником и подчиненным, мужчиной и женщиной, поведения, ухода за собой, методики для достижения успеха в разных сферах.
Авторы предлагают читателям остановиться среди повседневной суеты и подумать: «Правильно ли я живу?», ответить самому себе на вопрос «Как начать жить лучше?».
Основополагающие идеи, которые пронизывают весь дискурс успеха как лингвориторический конструкт, репрезентирующий особое ментальное пространство, следующие:
1. Человек сам творит свою жизнь.
2. Самая сильная энергия – энергия веры в себя.
3. Самопрограммирование – источник успеха.
Доминирующие идеи реализуются в принципах: философского осмысления мира; системности; физической трансформации через изменение сознания. Данная логическая структура выражает суть моделирования успешной жизнедеятельности в исследуемых текстах. Понятия, идеи, мировоззренческие установки, сформулированные в отдельных тезисах, остаются в сознании читателя; задумываясь, который, анализируя предлагаемую структуру жизнедеятельности, преобразовывает свою жизнь, стараясь как можно более эффективно разрешить возникшие проблемы.
В основу классификации изучаемых текстов положен ряд оснований:
– тематика:
1) тексты, раскрывающие общие психологические основы успешной жизнедеятельности (Трейси, 2013; Феннел, 2014; Правдина, 2016; Синельников, 2016);
2) тексты, содержащие конкретные рекомендации, отражающие проблематику эффективной жизнедеятельности в том или ином конкретном аспекте: сулят научить приманивать удачу, защищаться от хитростей, уловок, обмана, учат установлению отношений на работе, в семье, оптимизации отношений между мужчиной и женщиной и т.д. (Ричардсон, 2013; Фишер, 2016);
– характер аудитории:
1) тексты, адресованные широкому кругу читателей (Пил, 2014; Синельников, 2016);
2) тексты, адресованные женщинам и содержащие рекомендации по завоеванию сердца мужчины (Грэтч, 2015; Дамская, 2015; Заславский, 2015);
3) тексты, адресованные предпринимателям, нацеленным на развитие собственного бизнеса (Чумичкин, 2015; Попов, 2016);
– способ достижения желаемого результата:
1) тексты, в основе которых лежат магические ритуалы как способ привлечения успеха (Скай, 2016; Гейдж, 2017).
2) тексты, ориентирующие на достижение успеха через самопрограммирование, самовнушение и внутренний настрой (Мэрфи, 2016; Синельников, 2016; Феннел, 2016).
Как показали результаты анализа корпуса текстов дискурса успеха с позиций лингвориторического подхода, в дискурс-универсуме как актуальном массиве текстов, продуцируемых и воспринимаемых коллективной языковой личностью этносоциума в данный культурно-исторический период, реализуется определенное «ментальное пространство», понимаемое как относительно целостное воплощение, национально-ценностной специфики.
Дискурс успеха, представленный в России рубежа XX–XXI вв. популярными книжными сериями американских и отечественных авторов, является лингвориторическим конструктом, который репрезентирует ментальное пространство эффективной жизнедеятельности личности, структурированное в соответствии с аксиологическим наполнением лингвокультурного концепта «успех» в американской и русской картинах мира.
Целенаправленный характер воздействия дискурса успеха предполагает мощную активизацию потенциала личности реципиента в аспекте жизненных побед и достижений путем внедрения в его сознание соответствующих идейных приоритетов, мировоззренческих позиций и ценностных установок.
Продуцент дискурса успеха в качестве профессиональной языковой личности стремится донести до массового читателя механизмы самопроектирования и самопрограммирования (аутотренинг, аффирмации, мыслеобразы и др.), а также тактические шаги по достижению успеха как стратегической сверхзадачи. Корпус текстов анализируемых книжных серий содержит специфический инструментарий достижения перлокутивного эффекта, демонстрирующий системный характер и иерархичность дискурса успеха как лингвориторического конструкта.
Собственно лингвистическую составляющую модели дискурса успеха как ментального пространства эффективной жизнедеятельностиобразуют языковые операции (ср.: текстовые действия, коммуникативная деятельность)фонетические, лексические, грамматические. Для фонетических операций дискурса успеха характерно использование аллитераций и ассонансов, несущих суггестивную нагрузку; для лексических – апелляция к позитивно эмоционально-окрашенным объектам – атрибутам успеха (богатство, здоровье, любовь, красота, признание, счастье, благополучие, достижения в карьере и др.). Морфологические операции отличает частотность модальных слов, глаголов со значением результативности действия и грамматических категорий (повелительного наклонения, форм 2-го л. ед ч. местоимений, настоящего времени глагола); синтаксические – преобладание логических конструкций, содержащих обращения, восклицания, риторические вопросы, вопросно-ответные ходы. Управление процессом читательского восприятия происходит на лексико-грамматическом уровне; фонетический уровень дискурса успеха выполняет аранжировочную функцию.
Риторической составляющей моделидискурса успехавыступают текстовые действия его продуцента, соответствующие этапам универсального идеоречевого цикла «от мысли к слову». На инвентивном уровне выявлена типология текстов в соответствии с тематикой, целевой аудиторией, предлагаемыми способами достижения желаемого результата: магическими (наделение предметов, веществ таинственными свойствами); мыслительными (формирование мыслеобразов, программирующих успех); практическими (рекомендации конкретных действий). На диспозитивном уровне используются разнообразные средства выдвижения: заголовки, эпиграфы, ссылки на прецедентные феномены, свидетельства действенности предлагаемых методик. Частотными текстовыми маркерами дискурса успеха при описании магических ритуалов, медитативных практик,этапов достижения успеха и др. служат числовые показатели. На элокутивном уровне продуцентами дискурса успеха активно применяются тропы и фигуры, повышающие убедительность благодаря усилению изобразительности и выразительности речи.
В ментальном пространстве дискурса успеха, в силу неоднозначной трактовки последнего в разных лингвокультурах, актуализированы как инвариант общечеловеческого характера (ядро), так и этнокультурно вариативные компоненты (периферия). Риторическим инвариантом служит блок тем и мотивов, связанный с возможностями реципиента в области самопрограммирования (имидж сильного, успешного человека; продуктивность действий и эффективность жизненного пути; ощущение радости бытия). Универсальной является также система аргументации, включающая доводы к очевидному (документы, свидетельства), к размышлению («к логосу»), к этическим представлениям («к этосу»), к чувствам, страстям («к пафосу»).
Этнокультурная специфика американской модели дискурса успеха проявляется в повышенной рационалистичности текстов-репрезентантов; последовательно проводится ведущий тезис: «Успех – результат упорного ежедневного труда по достижению поставленной цели». Российская модель дискурса успеха, сформированная по образцу американской, характеризуется рядом сходных лингвориторических приемов, однако отличается самобытностью центральной идеи: «Успех есть удача, везение, счастливая судьба».
Таким образом, в русском языковом сознании и менталитете современное представление о дискурсе успеха во многом складывается под влиянием массовых изданий российского книжного рынка. Несмотря на то, что литература данного направления выросла на основе западной традиции, российская почва и русский национальный характер оказали на нее существенное влияние. А это означает, что лингвориторический конструкт в российских книжных изданиях, репрезентирующих дискурс успеха, отличается значительной степенью оригинальности.

Литература

  1. Гейдж Р. 7 духовных законов вашего процветания. - СПб., 2017. – 286с.
  2. Грэтч А. Как правильно читать слова и мысли мужчин. - Ростов-на-Дону, 2015. – 196с.
  3. Дамская А. Как завести мужчину. - СПб., 2015. – 246с.
  4. Заславский А.С. Охота на возлюбленного. Секреты женского обольщения. - СПб., 2015. – 293с.
  5. Мэрфи Дж. Чудеса законов разума. - Мн., 2016. – 248с.
  6. Пил Н.В. Живите всегда полноценной жизнью. - Мн., 2014. – 283с.
  7. Попов С.Н. Думай и богатей по-русски. - М.: Мысль, 2016. – 176с.
  8. Правдина Н. Я привлекаю любовь и счастье. - СПб., 2016. – 236с.
  9. Ричардсон Ч. 51 способ сделать карьеру. Как добиться хорошей зарплаты и повышения. - М.: Мысль, 2013. – 367с.
  10. Синельников В.В. Путь к богатству. Как стать богатым и счастливым. - М.: РСТ, 2016. – 268с.
  11. Синельников В. Сила Намерения. Как реализовать свои мечты и желания. - М.: РСТ, 2016. – 186с.
  12. Скай А. 10 минут магических заклинаний: привлечение любви, удачи и денег мгновенно. - М.: Мысль, 2016. – 278с.
  13. Трейси Б. Достижение цели. - Мн., 2013. – 182с.
  14. Феннел М. Как повысить самооценку. Серия «Сам себе психолог». - СПб., 2014. – 284с.
  15. Феннел М. Как повысить самооценку. - Спб., 2016. – 298с.
  16. Фишер М. Игрок в гольф и миллионер. Техника чемпионства. - СПб., 2016. – 278с.
  17. Чумичкин Д.В. Где взять деньги? Пособие для начинающих богачей. - СПб., 2015. – 196с.
Made on
Tilda