Модуль 4. Психологические проблемы масс-медийного жанра

ФАКТОИДЫ – СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН МЕДИЙНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ


М.И. Шварц

(Россия, Краснодарский государственный университет культуры и искусств)


Ложь может обежать полмира,

пока правда только обувает башмаки.

Марк Твен

Потребность в получении информации – одна из главнейших для любого человека во все времена. Она обусловлена подсознательным стремлением людей знать, что происходит вокруг, – стремлением, в котором проявляют себя инстинкт самосохранения и ориентировочный рефлекс, направляющий развитие человека. Сегодня, в век всемирной глобализации, сети Интернет, информационно-социальных сетей, мобильной связи и информационных войн, это особенно актуально. Можно сказать, что понятия «новость», «информация», «факт» являются ключевыми в любом виде деятельности современного человека. Людям нужна правдивая и достоверная информация посредством объективного отражения окружающей реальности. Однако в процессе освещения событий современными электронными масс-медиа в коммуникативно-культурном пространстве помимо объективных фактов, отраженных в рамках различных жанров, различных средств репрезентации, на основании субъективного взгляда автора, оператора, режиссёра, неизбежно, помимо опосредованного отражения социальной действительности и жизни общества, используются авторская интерпретация событий и их контекста, в рамках социального конструирования фактуальности создаются мифологемы и фактоиды.
Факты можно рассматривать в онтологическом (не зависящем от сознания) и логико-гносеологическом планах. В онтологическом смысле факты - любые, не зависящие от наблюдателя состояния действительности или свершившиеся события. В логико-гносеологическом плане фактами называют обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале. Это — элементарные компоненты системы знания.
В качестве социальных фактов могут выступать поведение индивидов или целых социальных общностей, материальные и духовные артефакты человеческой деятельности или вербальные действия людей (суждения, мнения, взгляды и т.д.). В гносеологическом плане социальные факты обретают смысл благодаря той или иной системе понятий, в которых мы описываем фрагменты социальной действительности.
Ежедневно, независимо от различных обстоятельств окружающей реальности, происходит отражение и конструирование социальной действительности в электронных средствах массовой информации. Медиа, экранные технологии формируют нужного обществу человека, в том числе и в отношении того, что касается базовых, социальных идентичностей. Процессы социализации и ресоциализации также начинают проходить в контексте аудиовизуальной культуры с помощью переработки социальной информации субъектами, которые, в какой-то мере, сами и создают эту информацию.
Среди различных приемов переработки объективной информации субъектами социальной деятельности большой интерес представляет феномен фактоидов. Этот термин впервые был введен в научный оборот в 1973 г. американским писателем Н. Мейлером. Фактоиды распространены весьма широко как в современной жизни общества, так и на протяжении двух последних веков. Самый знаменитый фактоид состоялся 30 октября 1938 года, когда Орсон Уэллс представил радиоинсценировку классического романа Г. Дж. Уэллса «Война миров», где описан захват Земли оккупантами с Марса.
Радиопередача, прозвучавшая в момент обеспокоенности событиями в Европе, породила панику — повсюду в Соединенных Штатах люди отчаянно молились, плакали и спасались бегством от того, что посчитали инопланетным вторжением (Global Warming: Facts and Factoids, www.warandpeace.ru/en/commentaries/view/23998).
«Вся Америка» выбежала в это время на улицу, люди были в панике, так как радиоинсценировка была максимально приближена к реальности (другими словами приняла вид факта), ведь между якобы вторжениями марсиан были вставлены отрывки концерта из Карнеги Холла, что придавало всему происходящему, вкупе с паникой и стадным инстинктом, ещё большую достоверность.
Фактоиды не только присутствуют в прошлом, настоящем и даже будущем каждой страны (хотя бы даже в виде пропаганды, идеологии и т.д.), но и сегодня приобретают особую значимость, ведь на современном рынке обращаются не реальные вещи, а создаваемые рекламные образы, борьба за политическую власть - это тоже борьба образов - политических имиджей, социальные институты также все чаще включаются в игру образов. Фактоиды могут воздействовать на принятие не только политических и судебных, но и потребительских решений.
Всего десять лет тому назад во Франции и других европейских странах циркулировал рекламный листок, получивший название «Листовка из Вилльефа». Эта листовка, напечатанная на обыкновенной пишущей машинке, а затем фотокопированная, убеждала родителей защитить своих детей, бойкотируя популярные марки продовольствия и напитков вроде «Coca-Cola», «Schweppes», «Canada Dry» и других, потому что в них содержатся канцерогенные реагенты. Обследования населения Франции показали, что приблизительно половина всех домохозяек страны читали или слышали об этом рекламном листке, и он с большой степенью вероятности повлиял на их поведение. В ходе опроса 150 домохозяек, получивших эту листовку, 19% заявили, что перестали покупать внесенные в список марки товаров, а 69% утверждали, что планировали это сделать. В ходе обследования преподавателей начальной школы и врачей, слышавших об этом рекламном листке, почти все педагоги и почти половина врачей выразили согласие с тем, что там говорилось. Совсем небольшое число преподавателей и врачей (менее 10%) попытались проверить обоснованность этих утверждений, хотя многие школы прекратили закупать «проштрафившиеся» марки из опасения причинить вред детям (Global Warming: Facts and Factoids, www.warandpeace.ru/en/commentaries/view/23998).
Но на самом деле фактоиды влияют на наши оценки, мнения, суждения и верования, даже несмотря на то, что, в конце концов, нередко некоторые из них просто совершенно невероятны. Почему фактоиды настолько убедительны?
Прежде всего, именно потому, что обычно люди не предпринимают попыток проверить истинность факта или фактоида по многим причинам: начиная с банальной человеческой лени и заканчивая потребностью человека во что-то верить. Здесь и таится некая опасность, так как, когда мы обращаемся к «обзорам текущих событий» — будь это по телевидению или в других средствах массовой коммуникации, — мы, сами того не желая, подсознательно, настраиваем себя именно на получении реальной, объективной информации, «новостей», и из-за этого часто оказываемся не готовыми к тому, чтобы разоблачать представленные «факты». Фактоиды обычно просто проскальзывают мимо охраны, защищающей нашу способность убеждаться, так как изначально средства массовой информации позиционируют себя как оппозицию власти и источник подлинной и объективной социальной информации. Часто ли у нас рождаются мысли при просмотре телевиденияи других электронных масс-медиа: «Действительно ли эта информация является отражением объективной реальности или мы видим лишь субъективное видение, авторскую подачу материала? Является ли какое-то событие фактоидом? Кто извлекает пользу из постоянного повторения этого фактоида?». Такие вопросы в зрительском сознании возникают редко, и то, в большинстве своём, только тогда, когда уже был прецедент того, что зрителя заведомо вводили в заблуждении и это каким-то образом выплыло наружу.
Даже тогда, когда мы стараемся проверить подлинность фактоида, это не так просто, поскольку многие слухи имеют дело с «секретной информацией», «тайными заговорами» и «эзотерическим», то есть известным лишь посвященным, знанием. В этой связи здесь трудно критически оценивать ввиду отсутствия полноты информации. В результате незнание вводит в заблуждение.
Некоторые люди верят в фактоиды, потому что они отвечают психологическим потребностям – мы видим лишь то, что хотим видеть. Например, «Листовка из Вилльефа» подтверждает разделяемое многими мнение о том, что крупные корпорации сговорились вредить обыкновенным потребителям ради своей прибыли. Признавая истинность дискредитирующего фактоида об известном человеке, мы можем улучшить собственное самочувствие, поскольку нам демонстрируют, что даже у великого «мистера Такого-то» есть свои недостатки. Распространение фактоида может также возвысить наше представление о самих себе, показывая другим, что мы «знакомы» с секретной информацией, и помогая нам разбираться с некоторыми из наиболее угрожающих страхов (Global Warming: Facts and Factoids, www.warandpeace.ru/en/commentaries/view/23998).
Распространяясь, фактоид нередко модифицируется и дополняется, чтобы лучше соответствовать психологическим потребностям реципиента.
Наконец, и это самое важное, фактоиды функционируют как форма предубеждения; они конструируют социальную реальность. Фактоиды служат «пазлами», которые используются для построения целостной картины события. В качестве таковых они направляют наше внимание и подсказывают, как следует интерпретировать окружающий мир. Даже когда доказано, что воспринимаемое как факт событие оказалось фактоидом, оно по-прежнему способно акцентировать внимание и направлять мышление. Например, политический кандидат, ложно обвиненный в растрате, должен тратить время на опровержение и отрицание обвинения, вместо того чтобы предлагать новые программы в попытке выиграть выборы (Global Warming: Facts and Factoids).
Несмотря на важность данного явления в социально-коммуникативном пространстве, попыток системно изучить и разграничить факт, фактоид, социальную реальность, виртуальную реальность и мифологемы практически нет. Термин фактоид в настоящее время используется в качестве разных понятий: в обыденной жизни - молва, сплетни и городские легенды; в судах — слухи и неприемлемые доказательства; в средствах массовой коммуникации — клевета, злословие, инсинуации, распространение циркулирующих в настоящее время слухов, сплетен и молвы в качестве новостей. Фактоиды преподносятся таким образом, что к ним повсеместно начинают относиться как истине.
В этой связи обращение к данному социально-коммуникативному феномену представляется своевременным и вполне обоснованным. Достоверность информации – то звено, от которого зависит дееспособность всего механизма информационного обеспечения общества. По этой причине так важно глубоко понять природу фактоида и осмыслить последствия его воздействия на общество, формирование картины социальной реальности и воздействие этой реальности на человека в современном обществе.
Литература
1. Global Warming: Facts and Factoids[электронный ресурс]: режим доступа http:// www.warandpeace.ru/en/commentaries/view/23998
Made on
Tilda