Модуль 4. Психологические проблемы масс-медийного жанра

КОММУНИКАЦИЯ В КУЛЬТУРЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ГЕНОВ И ТИПА ЛИЧНОСТИ


В.В. Рябухина

(США, Университет Адама Смита (Нью-Йорк))


Сегодня ключевыми словами во многих культурологических дискуссиях являются – «глобализация», «Интернет», «Facebook», «В контакте» и т.д. Эти слова стали символами того, что движет миром сегодня. Можно сказать, что мы живем в Эру Информации, и это верно. Информация и коммуникация сегодня производят эффект на мировоззрение человека, формируют его окружающую среду больше чем любой другой артефакт культуры, влияет на видение человека и таким образом на его поведение и этику. Надо понимать что, преобладающий процесс культурной эволюции не ограничен только Интернетом, но коммуникацией в широком значении этого понятия. Это означает передачу информации между культурами и коммуникацией человека в информационной окружающей среде, а так же стили коммуникации индивидуумов. Мы должны увидеть и понять механизмы культуры, которые делают возможным благодаря техническим средствам достигать триумфа.
Почему происходит процесс глобализации? Прежде всего, из-за глобальной информации. Глобальная информация означает, что люди живут в одном и том же информационном поле. Все смотрят одни и те же спектакли, фильмы, ТВ программы, рекламы, новости, у всех одна и та же информация, приходящая через интернет и т.д. Это ведет к тому, что все начинают мыслить одинаково, предпочитать одни и те же товары, любить одни и те же стили, мировоззрение становиться схожим. Однако, конвергенция в религиозных идеях идет более медленным процессом, потому что культурные гены, о которых мы будем говорить ниже, связанные с религиями, наиболее сильно держат свои собственные традиции и верования.
Какие же элементы информации члены разных этнокультурных групп принимают и адаптируют в своем сознании? Те элементы, где присутствует «фактор отношения», некие схожие представления мира и перспективы жизни у разных культур. Это называют «модернизацией традиционных обществ». Явление адаптации элементов культуры можно изучать, применяя теорию о культурных генах - мемах.
Теория мемов родилась в 1976 году, когда Доукинс написал книгу «Эгоистичный ген», вызвавшую большой интерес в научной сфере. В этой книге он предложил единицу измерения культурного наследия, назвав ее «мем». Слово «мем» напоминает слово «ген», а также греческое слово «мимем», которое означает «подражание». Он писал: «…Мы дадим для нового копира имя существительное, которое в нашей культуре (английской - В.Р.) означает передачу частей, в других случаях – идею подражания. Слово «мимем» имеет греческое начало, а я хочу термин, который бы звучал, как «ген». Я надеюсь, что мои друзья, которые обучались по классическим канонам, простят меня, потому что слово «мимем» я укорочу до формы «мем» (Dawkins, 1976: 65).
В книге Доукинс много размышляет на тему генов как копиров самих себя. В конце этих размышлений он задает вопрос: «Есть ли в нашем окружении какой-либо другой аналогичный копир?», и сам же отвечает: «Есть!». В качестве копира, сравнимого с ДНК, он признал свойство человеческой коммуникации – «подражание». Мемы, или культурные гены распространяются через подражание. Подражание является типичным для взрослого человека и основным методом обучения ребенка: учась говорить, ходить и действовать он имитирует родителей. На эту тему проведено много исследований и написано много трудов. Подражание является одной из особенностей человеческого вида, в отличие от животных. Человек обучается работать и действует, когда видит, как надо это делать. Таким образом, можно сделать вывод: подражание является типичным для человека и как процесс происходит постоянно.
Согласно определению Доукинса: «Мемом может быть мелодия, идея, пословицы, модный фасон одежды, форма домов. Мемы распространяются из склада мемов одного человека к другому путем, который мы можем мудро определить как «подражание». Подобное происходит и с генами, которые передаются из одного склада генов в другой посредством семени или яйцеклетки. Ученые передают идеи, услышанные или прочитанные ими, коллегам и студентам. Если идея принимается, мы можем сказать, что распространение произошло от разума к разуму. Мой коллега Н.К. Хамфри подытожил: «Мемы должны восприниматься живыми объектами, а не только метафорами или техническими концепциями» (Dawkins, 1976: 210).
В качестве свидетельства признания теории или метода можно считать признание слова, обозначающего эту теорию, и включение этого слова в Оксфордский словарь. О мемах в этом словаре написано следующее: мем – элемент (вещество, материал), входящий в культуру, который передается не генетическим путем, а через подражание.
Теория о мемах, наука меметика, открыла новое понимание того, как формируется человеческое сознание, и объяснила механизмы культурной эволюции. Она нашла применение в психологии, философии и антропологии. Меметикой занимаются американский философ и лингвист Д. Деннет, американский психолог С. Блекмур, финский антрополог М. Камппинен, американский антрополог Р. Броуди, немецкий невропатолог Ю. Делиус, бельгийский биолог Л. Кабор, американский лингвист и психолог А. Линц и т.д.
Согласно Ричарду Доукинсу, Даниелю С. Деннету и Сьюзен Блэкмор, мем является подлинным копиром. Чтобы быть копиром, необходимо иметь поддерживающий механизм, делающий эту самую эволюцию, то есть соответствовать алгоритму дарвиновской теории эволюции, в которой присутствует копир, вариации (переработка), выбор и наследственность (сохранение).
  • Копирование является природной основой мемов.
Легенды, высказывания, скороговорки и анекдоты легко перерабатываются, передаваясь дальше. Копир самовоспроизводится в процессе подражания в виде вариации: рассказанная история или стиль архитектуры, повторяясь, слегка изменяются.
Английский психолог Сир Фредерик Батлет, изучая пересказы людьми друг другу одной и той, же истории, выявил, что человек, рассказывающий историю, всегда старается произвести эффект, делая акцент на важном для него элементе, тогда как другой человек, рассказывая ту же самую историю, делает акцент на совершенно другой детали, вследствие чего, одна и та же история, рассказанная двумя разными людьми, может выглядеть по-разному. Этот факт непосредственно связан с типом личности человека, его коммуникативными инструментами, принадлежности к профессии и культуре.
  • В системе мемов существует выбор.
Некоторые мемы производят сильное воздействие на сознание людей, в этом случае их с удовольствием передают друг другу. Таким мемом может быть интересная легенда, хороший анекдот, рецепт вкусной пищи или коктейля, эффективный метод работы, понравившийся фасон платья и т. д. и т.п. Некоторые легенды или сплетни принимаются легко и распространяются быстро, другие же продвигаются с трудом или полностью отвергаются.
  • Мемы имеют наследственность.
В момент рассказа истории, мы можем сказать, что мем передается. После этого от него остается, по крайней мере, часть в сознании рассказчика. Таким образом, мемы передаются по наследству. Не случайно, практически, во всех культурах говорят: «Если хочешь что-то запомнить, повтори».
Мемы являются инструкциями, которые управляют поведением. Они находятся в разуме человека и других местах: библиотеках, книгах, архивах, СD, DVD и т.д. и перемещаются путем подражая. Конкуренция между мемами управляет эволюцией разума. Единственная цель мемов состоит в том, чтобы быть скопированными и переданными в разум других людей столько раз насколько это возможно. И гены и мемы - копиры, и должны следовать основным принципам универсальной теории эволюции. В этом случае они подобны и их соотношения аналогичны.
Согласно Ричарду Доукинсу, гены являются инструкциями по производству белка (протеина), и их единственная цель состоит в том, чтобы быть скопированными и переданными следующим поколением столько раз насколько это возможно. Этот процесс управляет биологической эволюцией мира.
Мемы появились в истории развития человечества тогда, когда наши предки стали проявлять способность к имитации. С того времени два копира (репликатора) мем и ген, стали соэволюционировать. Успешные мемы изменяли «отбор окружающей среды», т.е. влияли на выбор человека относительно направления его деятельности и создания артефактов. Эти же успешные мемы поддерживали гены способные скооперироваться с ними. Сьюзен Блекмур, известный исследователь меметики, называет этот процесс «мемическим управлением». «Соэволюция мемов и генов создала человеческий мозг большого размера. Только мозг большого размера может копировать некоторые виды мемов. Это пример общего процесса, в котором копир (репликатор) и его копировальная машина (копиратор) развиваются вместе. Человеческий мозг предназначен не только для человеческих генов, но и для копирования мемов и является устройство отбора» - писала Блекмур в своей книге «The Meme Machine» в 1999 году (Blackmore, 2000: 70).
Мемы, по сути дела, – информация, которая существует в каждом из Трех миров: в Мире 1-ом мемы находятся в печатных изданиях, дисках, компьютере, Интернете, картинах, фотографиях, строениях и других артефактах. В Мире 2-ом мемы обнаруживаются в мыслях человека, его сознании. Мир 3-ий большей частью состоит из самих мемов – культурных генов. Некоторые ученые, занимающиеся меметикой, разделяют мемы на материальные и нематериальные. Автор, так же как и Сюзан Блекмур и Даниел Деннет, придерживается противоположного мнения: мемы нельзя разделить на материальные и нематериальные. Мемы - это информация, которая находиться в Мире 3 и влияет на мораль и этику.
Разница в восприятии информации в локальной культуре, зависит от адаптации на индивидуальном уровне. В современном обществе персональное сознание становиться более отличимым друг от друга и более важным. Если в прошлые времена, когда контроль над обществом осуществлялся традициями, людей разделяли на группы по темпераменту то в наше время важно определить тип личности, так как типы личности становятся универсальными в условиях глобализации.
На протяжении столетий возникали различные школы теорий личностей, разделявшие по категориям характеры людей. Многие школы теории личностей замечательно описывают неврозы: знаменитые магиканы психологии Зигмунд Фрейд и Карл Юнг, Эрик Форм и Карен Хорни - первая определившая, что неврозы появляются вследствие проблем коммуникации друг с другом. Но в каждой из этих психоаналитических школ чего-то не хватало. Как выяснилось, все они описывали человеческое существо без достаточной динамики, как будто это стоячие камни, а психоанализ практически всегда связан с болезнью, а не с нормальным поведением человека. И не один из методов не показывает соотношение типов личностей друг с другом, их движение в развитии и поведение в экстремальной ситуации. Антропологическая система Модерн – Эннеаграммы, это совершенно иной подход к описанию поведения человека его мирофоззрения, истории жизни, стиля реакций, стиля коммуникации в персональной динамике соотношения типов личностей друг с другом.
История возникновения эннеаграммы уходит в глубину веков. Слово «Эннеаграмма» пришло из греческого языка, где под «эннеа» подразумевают число «девять», а «грамми» означает «фигура» (Рябухина, Саволайнен, 2007: 24). В качестве символа подобная 9-угольная фигура давно использовалась в различных культурах, ее значение менялось в зависимости от времени. Современную форму эннеаграмма получила в результате изучения ее чилийцем Оскаром Ихачо, который соединив эту идею со знаниями антропологии и психологии, создав фундамент для развития модерн-эннеаграммы. В Модерн - эннеаграмму вошли элементы школ Фрейда, Юнга, Клаудио Нараньо и Карен Хорни.
Модерн - эннеаграмма выявляет, что подобных типов личности, или моделей выживания, имеется девять. Девять базовых типов расположены вокруг окружности и образуют 9-угольную фигуру. Каждый тип называют номером: № 1, № 2 и т. д. Каждый номером связан с эпитетами, которые лучше всего обрисовывает данные типы личностей. Не существует хороших или плохих типов, они просто разные. Тип личности это базовая система человека, в которой есть своя шкала ценностей, она и является глубинной мотивацией активности человека. Таким образом, тип личности это иерархия мотиваций.
Автор статьи применила теорию Модер - эннеаграммы и Теорию мемов Ричарда Доукинса для создания метода «Психодинамическая коммуникация» - обучение мастерству коммуникации, что очень важно для достижения понимания и гармонии в человеческих взаимоотношениях между людьми разных культур в условиях глобализации. Изучение метода «Психодинамическая коммуникация» весьма распространено среди людей, которые хотят глубоко понять мотивы своего поведения и поведения другого.
Личность человека формируется из генетического наследия, а также в результате образования и воздействия окружающей среды. В последние годы в этот список было добавлено понятие о культурном наследии – мемы или культурные гены. Оценки вклада генетического и культурного наследия в тип личности человека сильно меняются в зависимости от общественной и политической атмосферы. Сегодня этот вклад генов и мемов оценивается приблизительно 50 % на 50% . Генетика регулирует темперамент личности, далее схватываются разные мемы соответствующие направлению темперамента, а так же культуре, традициям и мировоззрению конкретного народа. Большее количество групп мемов оседает в наше подсознание. Из всего этого к совершеннолетию и складываеться тип личности человека - модель поведения. Эти особые черты модели хранятся в нашем подсознании. Попадая в различные ситуации, мы выбираем оттуда наиболее типичный для нас инструмент для выживания: наши реакции на ситуации выскакивают по большей части из нашего подсознания.
Общество, как и все системы, развиваясь, становится более сложным. Это означает, что от индивидуума требуется в обыденной жизни все большей приспособляемости в самых различных ситуациях. Необходимость осознания себя и другого человека для возможности и сохранения своей этнической принадлежности, и гармоничной коммуникации все возрастает. Психодинамическая коммуникация дает практический ответ на многие вопросы, находящиеся в кругу тем, связанных с сохранением разнообразия культур, поддержанием равновесия между этнической и общемировой культурой в эпоху глобализации и коммуникации внутри культуры и между культурами. Объясняет, каким образом разные индивидуумы коммутируют с культурной средой, как ее используют и как создают.

Примечания

  1. Dawkins R. The Selfish Gene. – Oxford: Oxford University Press, 1976. – P.65.
  2. Dawkins R. The Selfish Gene. – Oxford: Oxford University Press, 1976. – P.210.
  3. Blackmore S. The Meme Machine – Oxford: Oxford University Press, 2000. –P.7.
  4. Рябухина В., Саволайнен Х. Российская модерн эннеаграмма. - СПб.: Нестер история, 2007. – C. 24.

Литература

  1. Рябухина В., Саволайнен Х. Российская модерн эннеаграмма. – СПб.: Нестер история, 2007.
  2. Balkin J.M. Cultural Software: A Theory of Ideology. – New Haven: Yale University Press, 1998.
  3. Blackmore S. The Meme Machine – Oxford: Oxford University Press, 2000.
  4. Csikszentmihalyi M. The Evolving Self: A Psychology for the Third Millenium. - New York: Harper Collins, 1993.
  5. Dennett D.C. Conscious explained. – USA: Penguin Books, 1993.
  6. Dawkins R. The Selfish Gene. – Oxford: Oxford University Press, 1976. 7. Fiske J. Introduction to Communication Studies. – UK: Routledge, 1988.
  7. Kamppinen M., Laihonen P., Vuorisalo T. Kulttuurieläin. – Keuruu: Otava, 1989.
  8. Popper K.R. Eccles J. The self and its brains. – Berlin: Springer international, 1977.
Made on
Tilda