Модуль 1. Коммуникативные аспекты масс-медийного жанра

ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ДИСКУРСА


С.А. Герасимова

(Россия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления (г. Санкт-Петербург))


Телевизионная программа - медиатекст - это информационный продукт, взятый в событийном аспекте, обладающий потребительскими свойствами, тиражируемый с помощью телевидения. Основная функция, которую выполняет медиатекст в современном информационном обществе, - это функция социальной регуляции, поскольку средства массовой коммуникации тиражируют формы социального поведения в зрелищной, доступной для потребителя форме.
Рассмотрим понятия: дискурс и дискурс-анализ. Дискурс представляет собой любой акт коммуникации плюс социокультурный контекст.
Дискурс-анализ – один из методов исследования дискурса, основной задачей является анализ соотношения сил в обществе, при осуществлении которого формулируется нормативный подход, с позиции которого можно критически проанализировать эти соотношения.
Более подробно рассмотрим эти понятия в контексте телевизионной коммуникации.
Телевизионный дискурс представляет собой совокупность вербальных и невербальных знаков (включает в себя особенности видеоряда, последовательность кадров, и т. д.) таким образом, представляет собой социокультурный феномен, погруженный в определенное семиотическое (социокультурное) пространство. В дискурсе проявляются социальные характеристики автора и его ориентированность на адресата определенного типа. Дискурс можно выразить формулой: дискурс = текст + контекст или речевое событие.
Классификация дискурсов основывается на классификации областей человеческой деятельности, таких как: научная, политическая, морально-нравственная, что обусловливает и лингвистические характеристики каждого типа дискурса.
В свою очередь, дискурс-анализ является деятельностью, осуществляемой субъектами телевизионной коммуникации, он мотивирован определённой целью, в зависимости от которой приобретает специфичное содержание.
Цели дискурс-анализа включают в себя: описание действительности,
её объяснение или интерпретацию, регулирование деятельности адресатов, воздействие на сознание адресатов, например, внушение, оценка действительности и так далее.
Дискурс-анализ как метод исследования телевизионной продукции позволяет нам описать и понять процессы создания и дифференциации смыслов в пространстве телевизионной коммуникации, например, что изображается в телевизионном пространстве как нормальное, допустимое, приемлемое, а что – нет, и какими контекстуальными связями это обусловлено.
Другой метод, метод лингвокультурологического анализа, основанный на выявлении культурозначимых компонентов текста, позволит составить представление о культурологическом аспекте того или иного произведения медиаречи, о его национально-культурной специфике.
Прежде всего, следует обратить внимание на преобладающие типы дискурса в отечественной телевизионной коммуникации: информационный, политический.
Посредством информационного дискурса, по утверждению Ч.Морриса, американского ученого семиотика, (Morries, 1986: 140), человек получает знания, из которых проистекают его дальнейшие действия.
Ведущим жанром информационного медиатекста стал репортаж, актуальными темами медиатекстов информационных программ в предвыборный период стали: тема выборов в России, акцентирующая внимание на личностях кандидатов и события в мире.
Для анализа информационных медиатекстов рассмотрим их структуру. На формирование информационных программ оказывает влияние отбор событий и придание им значимости в рамках новостного блока. Информационный новостной блок включает в себя следующие элементы: отбор - событие - освещение - резонанс. При этом отбор события осуществляется с точки зрения интересов канала коммуникации, если он не соответствует его требованиям, будет трудно добиться освещения данного события в рамках этого канала. Освещение события для прогнозируемого резонанса, включающего процесс восприятия и отклик аудитории, предполагает определенное воздействие на аудиторию, то есть использование, так называемых, манипулятивных технологий.
Особенно в ходе избирательных кампаний телевидение демонстрирует свои манипулятивные возможности. Это проявляется, например, в интерпретации результатов социологических опросов. Ведь одну и ту же цифру в одном контексте можно подать как успех того или иного политического лидера, а в другом – как неудачу.
Манипулятивные возможности телевидения заключаются также в интерпретации фактов, их комментировании. Это определяет уровень социальной ответственности журналиста, в каком контексте он представит факты, какими словами опишет их, что подчеркнет, о чем умолчит, как оценит.
Таким образом, дискурс-анализ информационных медиатекстов, показывает, что телевидение способствует формированию новой социокультурной реальности. Оно служит не только средством передачи информации, в контексте положений Ч.Морриса – знаний, но и формирует новое медиапространствао, которое возникает в результате взаимодействия телекоммуникатора и аудитории.
Телевизионный дискурс информационных медиатекстов демонстрирует создание в этом новом медиапространстве мифологической среды, в которой то или иное значимое событие может быть так или иначе истолковано и откорректировано, посредством: последовательности изложения фактов, их интерпретации, оценки и т.д., что исключает рациональную оценку действительности и является свидетельством неадекватного восприятия информации.
В свою очередь политический дискурс рассмотрим на примере программ, содержание которых связано со сферой государственной деятельности. Политический дискурс предписывает действия, соответствующие определенному типу общества (Morries, 2009: 77).
В политическом дискурсе убеждение составляет основу демократической речи, которое предполагает через аргументацию привнести другому человеку свою систему взглядов. Полученные в процессе жизнедеятельности человека знания о мире существуют в его сознании в виде картины мира. Ценности являются базовой категорией при построении картины мира. Конфигурация ценностей определяет культурный тип той или иной общности и специфику национальных картин мир, что находит свое выражение в языке. В этой связи в процессе речевого взаимодействия собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения диалога, которые позволят координировать их действия.
Рассматривая этот тип дискурса, следует указать, что здесь важно – умение договориться, то есть услышать друг друга. В нашем случае речь идет о кандидатах в депутаты Государственной Думы, которые демонстрировали свои преимущества перед избирателями – принцип состязательности был положен в основу политической полемики.
Анализируя политические медиатексты, такие как: «Гражданин Гордон»; «НТВшники», необходимо констатировать, что они представляют собой телевизионные программы, выполненные в следующих жанрах. В жанре полемики: «НТВшники»; в жанре дискуссии: «Гражданин Гордон». Каждый жанр предполагает релевантность ответной реакции. Так, в данных программах частотно был нарушен один из ведущих принципов коммуникации – принцип равной безопасности. Согласно этому принципу, запрещено использовать оскорбительные выпады против адресата, которые унижают чувство его собственного достоинства (Колтунова, 2015: 310).
Суть заключается в том, что силы участников коммуникации не должны быть затрачены на защиту амбициозных интересов, поскольку это не ведет к решению проблемы, в данном случае – выбору адекватного политического лидера. Нападки кандидатов продемонстрировали неуважение одного оппонента к другому, что стало препятствием в организации эффективной речевой коммуникации.
Проблемы, которые выявил политический дискурс-анализ, это: стереотипное мышление, нетерпимость к иной системе мировоззрения, эгоизм, амбициозность, категоричность суждений, что иллюстрирует непонимание процессов, происходящих в обществе.
В рамках лингвокультурологического анализа следует отметить: цивилизационное развитие России характеризуется тем, что основной ценностью до сих пор является государство, а не личность; власть – главный стержень общественной жизни нашего общества (Герасимова, 2014: 55). В этой связи борьба за власть стала основным стержнем предвыборной кампании кандидатов. Это продемонстрировал дискурс-анализ медиатекстов, показавший неумение анализировать ситуацию с точки зрения другого человека, исходя не из собственных интересов, а из уважения к личности для сохранения целостности социокультурного пространства.
В ситуации развития гражданского общества в России необходимо понимание того, что телевизионный дискурс может оказать решающее влияние на формирование общественного сознания для адекватного восприятия окружающего мира, осуществления адекватных действий.

Литература

1. Герасимова С.А. Культурология и теория телекоммуникации. - М.: Гардарики, 2014.
2. Колтунова М.В. Язык и деловая коммуникация: нормы, риторика, этикет. -
М.: Экономическая литература , 2015.
3. Kimbrough O., Griebel U. Evolution of communication systems: a comparative approach. - Cambridge: University of Cambridge Press, 2004.
4. Morries Ch.W., Mead G.G. The Philosophy of the Act. - Chicago: University of Chicago Press, 2009.
5. Morries Ch.W. Varietaes of Human Values. - Chicago: University of Chicago Press, 1986.
Made on
Tilda