Модуль 1. Коммуникативные аспекты масс-медийного жанра

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ИНИЦИАТОРА АГРЕССИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СЕТИ


Е.Н. Галичкина

(Россия, Астраханский государственный университет)


Инициатор агрессивной коммуникации в сети характеризуется исследователями коммуникативного поведения в сети неоднозначно. Приведем мнение А. Андреева, высказанное в статье «Флейм: основы программирования» (Андреев, 1997): «Публичные форумы выглядят заметно более привлекательными хотя бы потому, что здесь «флеймер» справедливо рассчитывает на зрителей. Кроме того, тогда в перестрелку включаются другие любители флеймов, и он, к примеру, может позволить себе пропустить две-три аргументированных публикации противника, выжидая, когда тот, наконец, что-нибудь ляпнет и можно будет ударить наверняка. Опытного флеймера, как правило, интересует групповое оскорбление. Главной средой для «обитания» флеймера являются неуправляемые списки рассылки, конференции Usenet». В коммуникативном поведении языковой личности инициатора агрессивной коммуникации в сети (флеймера) просматриваются такие параметры, как стремление к самопрезентации любыми средствами, самолюбование, скандальное поведение, язвительная тональность высказываний, хитрость, развязность, полное отсутствие моральных правил и пренебрежение сетевым этикетом. Среднестатистический инициатор агрессивной коммуникации в сети хвастается своими «военными» талантами, раздает советы и рекомендации по ведению флейминга (агрессивная коммуникативная стратегия), некоторые претендуют на создание текстов, принадлежащих жанру официальных документов, например, кодекса или «Краткого курса» (Визнюк, эл.ист):

«Кодекс флеймера»

За свою долгую, с 1991 года, и успешную карьеру в разных творческих и не только, конференциях Usenet-а, ваш покорный слуга и Insightful Observer выработал несколько принципов, которым неукоснительно должен следовать каждый, кто желает быть неуязвимым и победоносным на Usenet-е, который, как всем известно, кишит врагами. Любое отклонение от принципов нижеследуюшего Краткого Курса может привести к вашему позорному поражению и постыдному бегству. Итак:
  • Никогда ничего не доказывайте. Всегда только утверждайте.
  • Никогда, повторяю, никогда не оправдывайтесь, какую бы ерунду вы не написали.
  • Знайте, что ваши враги слабоумны. Следует время от времени сообщать об этом уважаемым читателям.
  • Не имейте дурацкой привычки отвечать на каждую статью врага. Он только этого и ждет.
  • Никогда не отвечайте на наиболее удачные статьи врагов. В конце концов, вы могли их и не читать.
  • Никогда не цитируйте тех мест из статей врагов, которые вам надоели. Цитируйте только то, что может пойти на пользу вам.
  • Никогда не выказывайте раздражения в своих статьях, что бы ваши враги ни написали. Это только вызовет ликование у противника.
  • Всегда сохраняйте копии своих статей. Через некоторое время (скажем, через годик) вы можете обнаружить, что легче послать слегка измененную старую статью, чем сочинить новую.
  • Никогда не пишите статьи больше чем 50 строк. Уверяю вас, что 98% читателей немедленно нажмут на NEXT как только увидят что им предстоит прочитать, скажем, целых 200 строк.
  • Никогда не пишите оттуда, где работаете. Среди ваших читателей может оказаться и ваш начальник. Подпишитесь за $10-20 в месяц куда-нибудь в AOL или Delphi.
  • Никогда не публикуйте ваш домашний адрес или телефон. И, наконец, если вы думаете о себе как о несущем какую-то [важную] миссию, пойдите проспитесь и это пройдет. Get a life, как говорят американеры».
Обратим внимание на то, что признак официальности как типовой для жанра официального документа на самом деле в приведенном тексте формален. В нем представлены такие его семантические параметры, как ригидная модальность (неукоснительно должен следовать каждый; следует время от времени…) и прескриптивность; последний параметр характеризуется наличием особого маркера – прескрипцией-директивой, которой снабжена каждая максима «документа». Как следует из приведенного примера, прескриптивность обеспечивается:
– логикой отрицания «(никогда) не + Vdirect» (никогда, повторяю, никогда не оправдывайтесь; не имейте дурацкой привычки; никогда не отвечайте; никогда не цитируйте; никогда не пишите; никогда не публикуйте…);
– логикой указания / распоряжения «(всегда) (+) Vdirect» (всегда только утверждайте; всегда сохраняйте копии своих статей…).
Самонадеянность инициатора агрессивной коммуникации в сети порождает тексты, имитирующие традиционные жанры, например, такой, как заповедь – «библейский» текст псевдосакрального характера:

The Flamer's Bible (composed by Joe Talmadge).

The Twelve Commandments of Flaming

1. Make things up about your opponent: It's important to make your lies sound true. Preface your argument with the word "clearly." "Clearly, Fred Flooney is a liar."
2. Be an armchair psychologist: You're a smart person. You've heard of Freud. You took a psychology course in college. Clearly, you're qualified to psychoanalyze your opponent.
3. Cross-post your flames: Everyone on the net is just waiting for the next literary masterpiece to leave your terminal. From rec.arts.wobegon to alt.gourmand, they're all holding their breaths until your next flame. Therefore, post everywhere.
4. Conspiracies abound: There's obviously a conspiracy against you, and you will be doing the entire net a favor by exposing it.
5. Lawsuit threats: This is the reverse of Rule #4 (sort of like the Yin & Yang of flaming). Threatening a lawsuit is always considered to be a good form. "By saying that I've posted to the wrong group, Bertha has libeled me, slandered me. See you in court, Bertha."
6. Force them to document their claims: Even if Harry Hoinkus states outright that he likes tomato sauce on his pasta, you should demand documentation. If Newsweek hasn't written an article on Harry's pasta preferences, then Harry's obviously lying.
7. Use foreign phrases: French is good, but Latin is the lingua franca of flaming. You should use the words "ad hominem" at least three times per article. Other favorite Latin phrases are "ad nauseum," "vini, vidi, vici".
8. Tell 'em how smart you are: Why use intelligent arguments to convince them you're smart when all you have to do is tell them? Tell them the scores you received on every exam since high school. "I got an 800 on my SATs, LSATs, GREs, MCATs, and I can also spell the word 'premeiotic'."
9. Accuse your opponent of censorship. It is your right as an American citizen to post whatever you want to the net (as guaranteed by the 37th Amendment, I think). 10. Doubt their existence: You've never actually seen your opponent, have you? And since you're the center of the universe, you should have seen them by now, shouldn't you? Therefore, THEY DON'T EXIST! This is the beauty of flamers' logic.
11. Lie, cheat.
12. When in doubt, insult: If you forget the other 11 rules, remember this one. At some point during your wonderful career as a flamer you will undoubtedly end up in a flame war with someone who is better than you. This person will expose your lies, tear apart your arguments. At this point, there's only one thing to do: insult him!!!."
В приведенном примере обращает на себя внимание важная «заповедь» инициатора агрессивной коммуникации, семантика которой базируется на тактиках обмана, лжи, оскорбления, голословного обвинения, угрозы, передергивания фактов, психологического давления на «врага» или «врагов». Ложь должна выглядеть правдоподобной (It's important to make your lies sound true), поддерживаться манипулятивами (Preface your argument with the word "clearly."); угрозу следует выражать вербально в институциональном ключе, т.е. через лингвосемиотические инструменты юридического дискурса (Threatening a lawsuit is always considered to be in good form); обвинения рекомендуется выражать при помощи негативно коннотатированных лексических единиц (Bertha has libeled me, slandered me) и, в свою очередь, поддерживать эффект обвинения дополнительным высказыванием угрожающего институционального характера (See you in court, Bertha). Призыв к созданию агрессивных текстов подкрепляется рекомендациями лингвистического характера. Так, для «морального уничтожения врага» путем демонстрации своего имиджа рекомендуется использовать иноязычные лексические единицы-заимствования, прецедентные высказывания или псевдоинтеллектуальные обороты речи (Use foreign phrases: French is good, but Latin is the lingua franca of flaming. You should use the words "ad hominem" at least three times per article. Other favorite Latin phrases are "ad nauseum," "vini, vidi, vici"), при этом неважно, являются эти данные высказывания истинно «книжными» и «интеллектуальными».
В тексте «заповедей» ключевые стратегии самопрезентации предлагается актуализировать постоянной демонстрацией «интеллекта» (Tell 'em how smart you are), сообщать сведения о фальшивых успехах в прохождении разнообразных тестов (Tell them the scores you received on every exam since high school … "I got an 800 on my SATs, LSATs, GREs, MCATs), а также преувеличивать собственную языковую компетентность (I can also spell the word 'premeiotic').
Для создания агрессивного фона коммуникации рекомендуется использовать такой тип лингвистических знаков, как институциональные оскорбительные выражения, например обвинять оппонента в нарушении им конституции, законодательства и свободы слова (Accuse your opponent of censorship. It is your right as an American citizen to post whatever the hell you want to the net … as guaranteed by the 37th Amendment, I think).
Информационную манипулятивность флейм-текста автор «заповедей» рекомендует маскировать при помощи сетевой анонимности коммуникации; подобная цель может быть достигнута при помощи ложного утверждения «Если нет возможности видеть или осязать образы предмета, явления или персоны – следовательно, они не существуют» (Doubt their existence: You've never actually seen your opponent, have you? And since you're the center of the universe, you should have seen them by now, shouldn't you? Therefore, THEY DON'T EXIST! This is the beauty of flamers' logic).
Итак, инициатор агрессивной коммуникации в сети характеризуется стремлением к самопрезентации, самолюбованием, скандальным поведением, язвительной тональностью высказываний, хитростью, полным отсутствие моральных правил и пренебрежением сетевым этикетом. Инициатор агрессивной коммуникации в сети создает тексты: принадлежащие жанру официальных документов; имитирующие традиционные жанры (заповедь – «библейский» текст псевдосакрального характера). Семантика данных текстов базируется на тактиках обмана, лжи, оскорбления, голословного обвинения, угрозы, передергивания фактов.

Литература

1. Андреев А. Флейм: основы программирования. // "Интернет". – 1997. – № 8. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gagin.ru/internet/11/9.html (дата обращения: 09.10.2009).
2. Визнюк С. Кодекс флеймера. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.teneta.ru/DeLitZyne/viznyuk.txt
Made on
Tilda