Модуль 1. Коммуникативные аспекты масс-медийного жанра

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЖАНРОВ


В.С. Шановская

(Россия, Кузбасская государственная педагогическая академия)


Многие терминологические словари определяют понятие жанр – как вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными линиями и стилистическими признаками. Исходя из этого, речевым жанром можно назвать – совокупность речевых произведений, объединенных особыми закономерностями (виды речевой деятельности, языковые средства, коммуникативные цели), связанных с определенными ситуациями. “ Под речевым жанром или стилем понимаем более или менее устойчивые и традиционные способы, манеру изображения, общепризнанную речевую форму и т.д.” (Солганик, 1973: 6).
В свою очередь интернет – жанр представляется неким единством формы и содержания, наделенный определенными характеристиками и служащий для коммуникативного выражения в онлайн среде.
Взаимосвязь Интернет – жанров с лингвистическими, литературоведческими жанрами непременно существует. Однако для Интернет-языка свойственны черты разговорной речи с заранее не подготовленным характером, повторами, эллиптичностью речевых форм, эмоциональной выразительностью текста. Письменный язык в чатах, Интернет-дневниках, форумах и пр. не требует рефлексии и следованию канонам, что, несомненно способствует созданию особых средств выражения мысли.
Глобальное сеть, проникая во все отрасли человеческой деятельности, представляет огромное многообразие информационных и коммуникативных технологий. Сегодня мы можем в разной степени взаимодействовать друг с другом, и не важно где и как далеко мы находимся.
В данной научной статье нам предстоит познакомиться с уже существующими и активно задействованными Интернет-жанрами.
Интернет – коммуникация понимается как коммуникативно – иформационная среда или коммуникативное пространство, осуществляется посредством электронного коммуникативного канала (Михайлов, Михайлов, 2004: 34-52).
Общение в Интернете может иметь монохронический или полихронический режимы. В монохроническом процессе открытый доступ имеют отправитель и ограниченное количество получателей (смс сообщения, электронная (голосовая) почта). В полихроническом режиме может общаться любое количество людей (форумы). Язык в сети подвергается разнообразному трансформированию и изменению в области грамматических норм и правил; на уровне лексики; стилистических норм; взаимодействия устной и письменной, формальной и неформальной речи; коммуникативной тактики. Исходя из этого, пространство Интернета является привлекательным объектом для лингвистических исследований в полном объеме.
Использую теорию М.М. Бахтина о разделении жанров на канонические и неканонические, А.А. Селютин относит, в сфере виртуальной коммуникации, к каноническим жанрам те, которые появились не в Интернет – среде, а существовали ранее (реклама, в интернет – журнале: эссе, отзыв, обзор и т.д.). Неканоническими жанрами являются такие, которые получили начало только в Интернет-пространстве и, при этом, не представляют своего существования без него (электронная почта, блог, форум, социальная сеть, ICQ, чат и т.п.).
Помимо прочего, О.В Лутовинова выделяет в Интернет-жанрах две группы: дискурсообразющие и дискурсоприобретенные. Дискурсообразующие жанры образуются на основе критериев структурности и композиционности. К таким жанрам относятся электронное письмо, чат, форум, мгновенные сообщения, блог, сетевые игры. Дискурсоприобретенные жанры выделяются на основе устойчивых типов высказываний в сложившихся формах общения, обусловленных техническими параметрами. К таким жанрам Лутовинова относит флуд, флейм, спам, сетевой флирт (Лутовинова, 2009).
Такой жанр Интернет-общения как телеконференция содержит в себе информативный полилог, основная масса сообщений написана в жанре новостной заметки (концентрация внимания на факте, краткость, информативность, упрощенность выразительных средств).
Участники телеконференции имеют возможность обсуждать что-либо в дружеской атмосфере или в жанре “флейм”, который представляет собой ярко выраженный спор.
Для Интернет-конференции О.Ю. Усачева выделяет следующие жанры: вопросно-ответный диалог, диалог-полемика, диалог-ссора, светская беседа, информационные жанры (новость, анонс, объявление), научные жанры (доклад, обзор), литературно-художественные жанры (эссе, анекдот) и др. (Усачева, 2010).
Существует и такой Интернет-жанр как электронная доска Сети, предназначенная для обмена объявлений в краткой, содержательной форме. Тогда когда Интернет заполнил все сферы деятельности человека, ему представляется возможным включить в свой список и журналистику. Сегодня существует определенный термин интернет-журналистика. Основными чертами, которой стали интерактивность, наличие обратной связи, оперативность и наличие широкого круга читателей.
Учитывая это, средства массовой информации можно разделить на:
  1. Презентационные (электронная версии традиционно печатных СМИ).
  2. Производящие оригинальную информацию (Интернет-конкурс, Интернет-проект, Интернет-информационные агентства)
  3. Накопительные (сбор различной информации)
К особенностям электронных версий газет и журналов можно отнести
наличие первоисточника информации, графики, схемы, видеоряд. В состав Интернет-периодики входят хроникальные заметки, интервью (диалог, блиц-опрос, обобщение), тематические отчеты, событийные репортажи, обозрения, комментарии. Интернет-новости, безусловно сжаты и мобильны, язык их краток.
Такое явление как Интернет-реклама прочно зарегистрировалось в Интернет-пространтсве. Принимая во внимание потребность читателей-потребителей было определено несколько видов рекламы:
  1. Контекстная (содержит информацию по желаемому продукту. Например, реклама на сайте одежды имеет ссылки на рекламу аксессуаров и пр.);
  2. Поисковая реклама основывается на предъявлении пользователю рекламного сообщения с наличием слов из его поисковой строки. Исходя из того, что текст рекламы четок, лаконичен и обладает яркими выразительными средствами и направлен на определенного потребителя, всемирная глобальная сеть позволяет мгновенного соединить продавца с покупателем.
Веб-блог является специфическим авторским жанром. Блог определяется как веб-страница с отзывами, комментариями и гиперссылками. Неформальная тональность позволяет автору устанавливать свои коммуникативные и языковые нормы, запрещать комментарии от нарушителей этих правил. Блоги обладают средствами диалогической речи, синхронности, цитирования сообщений.
Жанр комментария в Интернете отличается оперативным откликом, не претендующим на подробный анализ события или явления.
В Интернете существует база справочно-биографической информации о людях, событиях, которая помогает пользователям познакомится с содержательной и заранее отобранной существенно важной информацией. Данный жанр публикации можно отнести к лентапедии.
Среди прочих жанров В.Е. Иванов характеризует научно–образовательный и специальный информационный жанры. К ним относит электронные сборники, пособия, научные статьи, рефераты, онлайн-семинары, базы данных и словари. К художественно-литературным жанрам он причисляет электронные рецензии, обзоры и библиотеки. В коммерческие жанры он включает доски объявлений и объявления о трудоустройстве, аналитический обзор рынков и отраслей.
Существуют ряд Интернет-жанров, которые встречаются наиболее часто. Например, электронная почта (e-mail) является способом приема или передачи сообщения, в котором могут быть тексты, таблицы, фотографии, видео. Эти файлы могут поддерживать любой формат.
Чат представляет собой интерактивный обмен сообщениями. Учитывая, что написанное нельзя исправить или удалить, собеседники не затрачивают много времени на составление своего ответа. Каламбурность, экспрессивность, транскрибирование текста и иероглификация (сокращения, аббревиатура, значки) очень выделяют язык чата от других Интернет-коммуникации.
ICQ является жанром виртуального общения, который предполагает диалогическое, неформальное общении с одним или несколькими людьми в режиме онлайн. Особенности разговорной речи, транскрибирования, удлинения звуков и сокращения находят свое отражение в сообщениях собеседников ICQ.
Интернет-блог отличается особенностями монологического дискурса, ориентированного на презентацию своего собственного мнения в хронологическом порядке изречений. В них могут принимать участие совершенно все желающие или определенный список пользователей.
Гипержанр блога подразделяется на две разновидности: индивидуальный блог и коллективный блог. Среди них встречаются следующие жанры: дискуссионный блог, сетевой дневник, путевые заметки, корпоративный блог и т.п. Тематика большинства сетевых дневников носит личный характер (события, происходящие в жизни автора, его настроение, творчество и т.п.).
Дневники, именуемые публичными, ведутся достаточно известными людьми (актерами, музыкантами, писателями, общественными деятелями). Учитывая, что многие собеседники не знакомы, в речи преобладает обращение на “Вы”.
В тексте дневника обычного Интернет-пользователя между темами может не быть никакой видимой связи, автор записывает то, что приходит в голову и кажется важным. На одной странице дневника могут быть записи о настроении и переживаниях автора, о событиях в его жизни, зарисовки увиденных им сцен, различные размышления.
Становится неудивительным, что в современном мире происходит довольно стремительный толчок в развитии Интернета. Человеческая деятельность в Сети неразрывно связана с межличностной коммуникацией, что в последствии и приводит к регулярному возникновению разнообразных жанров Интернет-пространства. Ученые все сильнее проявляют свой интерес к жанрам общения в глобальной Сети, создавая определенные классификации и определяя существенную значимость этого виртуального пространства.

Литература

  1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. // Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – 445 с.
  2. Иванов Л.Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста [Электронный ресурс] // Словарь и культура устной речи. – Москва: Азбуковник, 2000. – 246с. – Режим доступа: www.ivanoff.ru/rus/ozhweb.htm.
  3. Иванов В.Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде [Текст]. // Мир психологии. - 2000. - № 2.
  4. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. – Волгоград: ВГПУ Перемена, 2009. – 477 с.
  5. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества. // Сборник научных трудов “Актуальные проблемы теории коммуникации”. - Санкт-Петербург: СПбГПУ, 2004. – 112 с.
  6. Селютин А.А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности. // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - №35 (173). - Филология. Искусствоведение. - Вып.37. – 217 с.
  7. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика: Сложное синтаксическое целое. – Москва: Наука, 1973. – 262 с.
  8. Усачева О.Ю. О построении модели жанров Интернет-коммуникации. // Русский язык: исторические судьбы и современность: IVМеждународный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова, филологический факультет, 20-23 марта 2010г.): Труды и материалы. - Москва: Изд-во Московского ун-та. – 867 с.
  9. Толковый словарь русского языка. / Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Российская академия наук, Ин.-т русского языка, Российский фонд культуры. – Москва : Язъ Ltd., 1992. – 960 с.
Made on
Tilda