Модуль 4. Психологические проблемы масс-медийного жанра

ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ БЛОГОВ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ


Т.С. Валиева

(Россия, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова)


По своей значимости и влиянию на развитие мировой цивилизации и научно-технического прогресса Интернет стал символом нашей эпохи – эпохи информационного общества и культуры постмодерна (Голышко, 2001). Коммуникативное пространство функционирования нового электронного языка называют КОК (компьютерно-опосредованной коммуникацией) (СМС) . На постсоветском научном пространстве чаще употребляются термины язык Интернета (Трофимова, 2004), а СMC обозначается как электронная коммуникация, виртуальная, Интернет-коммуникация (Горошко, 2006) или же компьютерный или электронный дискурс (Кондрашов, 2004). Некоторые исследователи КОК «разводят» понятия электронное общение и электронный дискурс, считая второе более узким, описывающим языковые и речевые особенности компьютерного «текстового» общения, изучаемые методами дискурсивного анализа. Таким образом, электронный дискурс является составной частью более широкого понятия – «электронная коммуникация» (Herring, 2004: 232).
В данной статье нами исследуются блоги. Исследование блогов логично начать с определения самого понятия.
Словарь Уэбстера дает следующее определение блога: «Сетевой дневник; персональный хронологический журнал мыслей, публикуемый на веб-странице, также называется веблогом».
Словарь «Мерриам-Уэбстер» определяет блог как «веб-сайт, содержащий сетевой частный дневник с размышлениями, комментариями и часто гиперссылками, предоставляемыми авторами».
Вики-словарь: «Частный или корпоративный веб-сайт в форме сетевого дневника, в котором новые записи появляются в том порядке, в котором они написаны; как правило, посвящен размышлениям или выражению мнения и обычно включает ссылки на другие статьи».
Английская Википедия: «Веб-сайт, обычно поддерживаемый индивидуумом, содержащий регулярные записи с комментариями, описаниями событий или другими материалами, такими как графика или видео. Записи обычно отображаются в обратном хронологическом порядке».
Русская Википедия: «Веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи врéменной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах)».
Как видим, в имеющихся словарных определениях на первый план выходит понятие дневника.
В данной статье анализируются особенности блогов пожилых людей. Для анализа нами были исследованы блоги пожилых людей: www.forum.pc, pensioneru.ru, пенсионерки.ru. Эти форумы созданы специально для людей пенсионного возраста.
В блогах пенсионерами обсуждаются самые разнообразные проблемы, что доказывают названия форумов. По нашим наблюдениям заголовки анализируемых Интернет форумов выполняют две главные задачи – показывают суть содержания текста и привлекают внимание аудитории к разнообразным проблемам: время выхода на пенсию «Отдыхать на пенсии – не для нас», компьютер и пожилые люди «Компьютер и Интернет – новая жизнь для пенсионера», «А нужен ли компьютер и Интернет пенсионеру?», красота и здоровье «Здоровье нельзя купить, но им можно расплатиться», «Чем закрасить седину?», проблема отцов и детей «Наши внуки не инопланетяне, но почему они так не похожи на нас?», решение разнообразных социальных проблем «А что у вас? Предлагаю делиться опытом преодоления проблем» (обо всем, что наболело), «Легче улететь в космос, чем…» (продвинуть закон о наказании педофилов), «Об этом нельзя молчать!».
Это Интернет-общение достаточно эмоционально. Подобная эмоциональная насыщенность такого общения имеет компенсаторный характер в условиях практически полного отсутствия невербальных средств для передачи эмоций и описания эмоциональных состояний. Заметим, что эмоциональная насыщенность в этой среде достигается как с помощью графических вербальных средств (использование заглавных букв, повторений пунктуационных знаков, смайлики и прочее), так и специальных программных графических средств, прошитых в оболочке программного обеспечения, например «эмотикон» (когда графическое изображение «рожицы» (часто цветной), выражающее определенную эмоцию, добавляется к любому текстовому сообщению или реплике).
Пенсионеры обсуждают на Интернет форумах разнообразные темы, актуальные для людей пожилого возраста:

1) жизнь на пенсии: «С уходом на пенсию создается впечатление, что теперь смысл жизни теряется, так или иначе скоро помирать. Все чего не смог добиться теперь не сбудется никогда. Остается пассивно ждать своего рокового часа. Так ли это?»;

а) выход на пенсию (пенсионный возраст): «Я через полгода планирую уйти на пенсию (в 50 лет). Но очень боюсь сойти с ума от безделья, от ненужности и т.п. Руками ничего делать не умею. На даче только читаю. Как пережить этот переход и стоит ли выходить на пенсию?»; «Я вот и в 60 не советую бросать работу! Если нет глобальных замыслов на пенсионный период, нет хобби, и дача только для отдыха, то лучше работать! Работа – это продолжение активного образа жизни. Особенно для пенсионера. Конечно, в 50 – это ж молодость третьего возраста! Без дела пенсионер быстрее старится».
б) подработка на пенсии: «Мне кажется, что найти подработку, вообще-то не трудно, а вот свой бизнес создать, это, наверное, дано не каждому. Я бы вот хотела открыть мини-отель, но тут даже думать нечего, таких денег у меня никогда не было! Да и не будет уже, к сожалению»; «Свое дело на пенсии – вещь хорошая. Вот только чем заниматься? Что придумать? Честно говоря, бизнес – не мое. Работала всегда под чьим-то начальством. Инициативу взять в руки не возьмусь».
в) личная жизнь: «Мне 56 лет, работающая пенсионерка из Томска. Мне одиноко и хочется найти сотоварищей для доживания. Можно совместно купить квартиру, дом благоустроенный и жить вместе, помогая и поддерживая друг друга. Интеллигентная женщина, разнообразные интересы».
2) пенсионеры и современные средства коммуникации: «Думаю, у любого пенсионера есть в душе нечто такое сокровенное, с которым он мог бы поделиться при наличии соответствующей аудитории. Интернет и есть та аудитория, где можно отвести душу, найти единомышленников и т.д., даже можно подзаработать, если немного пошевелить мозгами»; «…но сейчас, увлекшись компьютером, созданием и раскруткой сайтов, заметил, что мысли о неизбежном конце ушли»; «Да, пенсионеру нынче без компьютера никак!»; «И все же, имея большой срок общения с Интернетом, я понял только одно – Интернет нужен, очень нужен»; «Но самое главное, нужно учиться компьютерной грамотности!».
3) состояние здоровья: «Как правило, большинство пенсионеров имеют серьезные проблемы со здоровьем и деньгами. В здоровом теле – здоровый дух!»; «Подскажите, как быстро сбросить вес, вроде небольшой 73 кг, но мешает сердцу работать, аритмия достала»; «Курага и изюм слишком сладкие в нашем возрасте»; «Говорят в нашем возрасте замедленный обмен веществ, и мне свои 65 кг уже не вернуть, учитывая невозможность физических нагрузок и голодания».

4) эмоционально-психологическое состояние: «А как бороться с ощущением бесцельности бытия, как-то недостаточно просто заниматься домом, чтением, Интернетом»; «Я всегда знала, чем заняться, но порок сердца в последнее время мешает активной деятельности. Поэтому возникло ощущение «ничегонеделания».

а) особенности характера: «Это хорошо, что есть такие неравнодушные пенсионеры и, несмотря на пенсионный возраст, сохраняют бодрость духа и трудолюбие».

5) социальные (государственные) проблемы: «В нашей стране легче улететь в космос, чем продвинуть закон о наказании педофилов. Отдельные личности зарабатывают на этом настолько огромные деньги, что на них можно подкупить даже тех, от кого зависит принятие этого закона»; «У нас, к сожалению, многое не проходит. Это и наркотики, и коррупция, и многое другое»; «А я всегда хожу на выборы для того, чтобы выразить свое мнение. Потому, что это мой долг гражданина России».

6) семейные отношения: «Я как педагог с большим стажем и любящая мама и бабушка в курсе проблем своих детей и внуков»; «Я поняла, что самые важные вопросы решаются в семье»; «Мой супруг, например, на пенсии. Он уже не работает, занимается домашними делами, музыкой – и счастлив»;

а) отношение к молодым (внуки): «Сейчас дети очень развитые, способны свободно мыслить, критически относится к сказанному, с техникой дружат. Моему внуку 7 лет, а он в компьютерах разбирается лучше, чем его бабка». «Кто, если не мы, поможем нашим внукам?! Став с ними друзьями, молодеешь душой. И тесный духовный контакт с ними не сравнить ни с чем. Это взаимное обогащение и интереснейшее действо».
б) проблема отцов и детей: «Да, наши дети и внуки – это совсем другое поколение. Среди них, так же как и среди нас, встречаются всякие: и хорошие, и не очень. К сожалению, сейчас ценности общения, взаимопомощи, дружбы, любви скатились в рейтинге молодежных приоритетов. На первое место вышли ценности прагматического характера».
7) ухаживают за своей внешностью: «Красить волосы, когда уже седина не к лицу, надо обязательно. Женщина с ухоженными волосами выглядит моложе и привлекательнее, да и самой это добавляет оптимизма. Краску необходимо подобрать по типу волос и, конечно же, по цвету, который не должен выглядеть неестественным».
8) воспоминания о войне: «Мой отец и дядя прошли всю войну – слава Богу остались живы, но оба были покалечены. Отец мой вернулся без глаза, очень долго лечился, очень долго лечился, из госпиталей не вылезал, пытались остановить слепоту второго глаза. В конце жизни он был совсем слепой, очертания слабые видел, умер в 1990 г. Имел ордена и медали. Всю оставшуюся жизнь он был «на войне» – воспоминания о войне, поиски и встречи с однополчанами – самый большой праздник для него – 9 мая – День Победы. Да и для нас, его детей, этот праздник самый важный до сих пор»; «В 55 году наша семья жила на квартире у одинокой женщины в деревне. Дважды в день по радио исполняли Гимн Советского Союза. Наша хозяйка становилась на колени перед образами, плакала, молилась под величавую музыку. Отец, муж и сын не пришли с войны».
Блоги российских пенсионеров отличаются наличием огромного количества технической лексики в форумах пенсионеров: «Я уже с компьютером с 94 года, начинал с РС, потом 286 и т.д.», «форумы», «сайты», «сайтики», «доступ к Интернету», «выходить в И-нет», «модератор в сообществах», «спутниковый Интернет», «стрим И-нет», «сайт одноклассников», «админ в группе», «мышка», «вирус», «работа в фотошопе».
Участники общения стремятся получить необходимую информацию о собеседнике косвенно (по нику, аватару, псевдониму). Участники блогов пенсионеров используют как свои имена – «Екатерина», «Надежда», «Люба», «Любашечка», «Наталия», «Станислава», «Ирунчик», «Виталий», так и никнеймы – «Winter», «Кузьмич», «Мисс Марпл», «бабушка», «izadora», «фру Линдгрен», «Skarlett», «малефик», «babuinna», «Galcha», «asimor», «Lubava», «Zlatka». Обращаются в блогах друг к другу по имени и отчеству или употребляя никнеймы: «Здравствуйте, Сергей Георгиевич!», «Солнечных вам дней!», «Здравствуйте, Степаныч!», «Дорогие дамы и господа!», «Сергеевна!», «Уважаемый Георгич!», «Уважаемый друг мой!», «Девочки!», «Alex!», «Уважаемая Сергеевна!».
Таким образом, содержание концепта «старость» в русской лингвокультуре отличается социальной направленностью. В заголовках форумов большое количество вопросительных предложений «А нужен ли компьютер и Интернет пенсионеру?», «Чем закрасить седину?», «Наши внуки не инопланетяне, но почему они так не похожи на нас?», то есть,содержание форумов можно определить как проблемное. Проблемы, обсуждаемые пенсионерами на форуме, касаются, прежде всего, их самих: проблемы, с которыми сталкивается человек после выхода на пенсию, здоровье, внуки (семья). Затем обсуждаются острые социальные проблемы, которые также волнуют современных пенсионеров.

Литература

  1. Голышко А.В. Как обустроить электронную Россию. // Вестник связи. –-№6. - 2001. – Интернет-публикация: http://www.hse.ru/pressa/vest_sv/2002061.htm.
  2. Горошко Е.И. Интернет-коммуникация: проблема жанра. // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. – Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. – Орел, 2006.
  3. Кондрашов П.Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект: Дисc. . канд. филол. наук. - Краснодар, 2004.
  4. Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. - М.: Изд-во РУДН, 2004.
  5. Herring, S. Slouching toward the ordinary: Current trends in Computer-mediated communication. // New Media and Society. – London: Sage Publications, 2004.
Made on
Tilda