Модуль 3. Методологические проблемы масс-медийного жанра

ПАРАДИГМА ГЕНДЕРНОЙ ЛИНГВОРИТОРИКИ КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ МАСКУЛИННОГО ИДЕАЛА В ЖУРНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ


О.В. Скулкин

(Россия, Сочинский государственный университет)


Гендерные исследования представляют собой новое направление в гуманитарных науках и новейшее, с 90-х гг. ХХ в., в языкознании. Развитие теории и методологии гендерного подхода на новом уровне, в рамках лингвориторической (ЛР) парадигмы (Ворожбитова, 2000), формирует оригинальное научное направление гендерной лингвориторики, которое на сегодняшний день не представлено в отечественном и зарубежном языкознании. Гендерная лингвориторика возникает на пересечении двух языковедческих направлений: гендерной лингвистики и гендерной риторики – которые помещаются нами в терминологическое поле ЛР парадигмы как еще одного пересечения: этапы идеоречевого цикла «от мысли к слову», уровни структуры языковой личности, этос / логос / пафос как идеология дискурсивного процесса.

Первое названное выше направление, как пишет О.Л. Каменская, возникло на стыке таких наук, как лингвистика и гендерология, а также тесно связана с социологией, политологией, социо- и психолингвистикой, и изучает язык и речевое поведение с применением инструментария гендерологии (Каменская, 2002: 15). Что касается второго направления – гендерной риторики, то, как замечает в своей статье М.П. Препотенская, данное понятие используется для обозначения в риторическом контексте социальных отношений трех экзистенциональных параметров: витального, душевного (метафизически женского, феминного) и духовного (метафизически мужского, маскулинного) (Препотенская, 2004). Как известно, в этнокультурном плане для всего мира, и в первую очередь для России, достаточно остро стоит проблема американизации масс-культуры, насаждения американского образа жизни, американских ценностей и идеалов, в том числе маскулинного гендер-идеала. Массированному психологическому влиянию подвергается, прежде всего, молодежь, в руках которой будущее нашей страны. Безусловно, американская идеология успеха как образа жизни имеет и позитивные черты, полезные для восприятия коллективной языковой личностью россиянина, в частности подрастающих поколений, однако она не должна полностью вытеснить отечественные традиции в понимании образа идеального мужчины как маскулинного гендер-идеала. Необходимо осуществить теоретическую разработку понятия «гендер-идеал», выявить его сущностные признаки и типологические черты в качестве языковедческой категории, а также, основываясь на собранном и проанализированном эмпирическом материале, представленном самыми читаемыми на территории Российской Федерации глянцевыми журналами, такими как «Playboy», «Maxim», «Men’s Health», «GQ» и «Esquire», выявить лингвориторические особенности контекстов, в совокупности конструирующих маскулинный гендер-идеал успешного мужчины ХХI в. в российском социокультурно-образовательном пространстве, с позиций трех групп универсальных ЛР параметров: этосно-мотивационно-диспозитивных, логосно-тезаурусно-инвентивных, пафосно-вербально-элокутивных. Обобщающая ЛР модель маскулинного гендер-идеала как когнитивно-эмотивного феномена общественного языкового сознания в России 2010-х гг. отразит особенности воздействия на языковое сознание коллективного реципиента со стороны журналиста как профессиональной языковой личности.

В современной языковедческой науке мужские глянцевые журналы об образе жизни в рамках гендерной парадигмы до настоящего момента исследовались лишь по некоторым признакам и только в лингвистическом аспекте. В рамках нашего исследования впервые в российской и зарубежной науке дискурс глянцевых журналов для мужчин будет рассмотрен в рамках лингвориторической парадигмы, т.к. именно риторические структуры обеспечивают успех речевого акта, позволяя журналисту оказывать влияние на языковое сознание коллективного реципиента. Целью исследования является создание теоретико-методологической базы гендерной лингвориторики, категориальная разработка понятия понятия гендер-идеала, выявление лингвориторических средств, используемых авторами мужских глянцевых изданий для создания маскулинного гендер-идеала – модели, объективно формируемой в рамках трех групп ЛР параметров и внедряемой в сознание реципиента – потребителя данного типа печатной продукции. Для достижения поставленной цели в рамках нашего исследования решаются следующие задачи:

1) определение теоретико-методологических основ и исследовательской специфики изучения гендера как социально-психологической и языковедческой категории, методов ее исследования в отечественной и зарубежной науке;

2) характеристика лингвориторической (ЛР) парадигмы как интегративного научного подхода в филологической науке, категориальная разработка понятия гендер-идеал с позиций трех групп универсальных ЛР параметров: этосно-мотивационно-диспозитивных, логосно-тезаурусно-инвентивных, пафосно-вербально-элокутивных;

3) выявление сущностных характеристик и типологических черт журнального дискурса, его места и функций в дискурсе СМИ, а также специфических особенностей дискурса «мужского глянца» как его разновидности;

4) установление ведущих теоретических положений в области проблематики речевого воздействия СМИ на сознание коллективной языковой личности реципиента, рассмотрение в данном аспекте феномена журналиста как профессиональной языковой личности, внедряющего ментальные установки в общественное языковое сознание;

5) составление анкет для респондентов в гендерном аспекте (совокупность представлений мужчин и женщин о маскулинном генедер-идеале современного россиянина; отзывы мужчин – читателей глянцевых мужских журналов), организация и проведение анкетирования, обработка результатов, формулирование выводов и установок для анализа текстового материала;

6) сбор эмпирического материала, формирование электронной библиотеки глянцевых мужских журналов «Playboy», «Maxim», «Men’s Health», «GQ», «Esquire» за 2009–2010 гг. отечественного и зарубежного производства (общий объем свыше 15 000 стр.);

7) описание, систематизация, анализ, типологизация эмпирического материала, выявление лингвориторических особенностей контекстов, в совокупности конструирующих сущностные признаки и типологические черты маскулинного гендер-идеала успешного мужчины ХХI в. в российском социокультурно-образовательном пространстве, включая сопоставительный аспект;

8) создание электронной картотеки контекстов мужских глянцевых журналов «Playboy», «Maxim», «Men’s Health», «GQ», «Esquire» отечественного и зарубежного производства, нацеленных на создание маскулинного гендер-идеала успешного мужчины ХХI в., включающей следующие классификационные рубрики:

8.1) три группы универсальных лингвориторических (ЛР) параметров: этосно-мотивационно-диспозитивных, логосно-тезаурусно-инвентивных, пафосно-вербально-элокутивных;

8.2) характеристики успешного образа жизни: карьера, здоровье, путешествия, мода, развлечения, взаимоотношения (с женщинами, с мужчинами; личные, рабочие, общественные) и др.

8.3) качества идеального мужчины: здоровье, физическая сила, мужественность; развитый интеллект, ум, интеллигентность; деловая хватка, успешность в карьере, богатство; внешняя привлекательность, внутренняя красота, высокий духовный уровень, доброта; индивидуальный стиль и имидж, харизма и др.

9) формулирование выводов концептуального, теоретико-методологического характера, представление обобщающей ЛР модели маскулинного гендер-идеала как когнитивного феномена общественного языкового сознания в России 2010-х гг.

Для решения поставленных задач нами используются такие методы, как системный подход, интегративный лингвориторический подход, описательный, стилистический, сопоставительный, статистический методы; методы контекстуального анализа, интерпретации текста, интертекстуального анализа, деконструкции, моделирования.

Как было сказано выше, маскулинный гендер-идеал исследуется нами и моделируется с опорой на три группы универсальных ЛР параметров. Приведем примеры текстовых реализаций некоторых из них. Этос (нравственно-этическое начало речи) как компонент маскулинного генедер-идеала в «мужском глянце» представлен, например, такими качествами, как решительность и активная деятельность по примеру великих: «Не думай, что время еще есть. Не утешай себя мыслями, что все не так уж плохо, живем не хуже людей. Александр Македонский к 30 годам владел миром, а ты? Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?» (Men’s Health, январь 2010, с. 14). Отметим форму диалога с читателем, в рамках которого даются наставления и советы, реализуется пафос (эмоциональное начало речи) дискурса мужских глянцевых журналов. Использование лексем, обозначающих историческую фигуру и музыкальный жанр, позволяет включить в область инвенции такие темы, как история и музыка. Отсюда же можно вывести некоторые определения настоящего мужчины, реализующие логос исследуемого типа дискурса: «настоящий мужчина – решительный», «настоящий мужчина – деятельный», «настоящий мужчина – образованный», «настоящий мужчина – разбирающийся в музыке».

Следующий пример демонстрирует, что в числе базовых концептов на лингвокогнитивном уровне являются «путешествия», «карьера» и «отдых», эти же концепты, представляя собой желаемое и приятное, формируют мотивационный уровень : «Полеты в Лондон давно стали обязательной составляющей жизни современного мужчины , стремящегося не только заработать миллион, но и хорошо провести время» (GQ, январь 2010, с. 140). Журналисты воздействуют на вербально-семантический уровень реципиента, используя в том числе такой стилистический прием, как модификация пословицы: «Плох тот голый мужчина, что не мечтает одеться» (MAXIM, январь 2010, с. 134). Применение данного приема обеспечивает невольное запоминание диктуемой журналом установки. Что касается типовой диспозитивной организации мужских глянцевых журналов, то, например «GQ» придерживается следующей общей структуры: содержание, слово от авторов, обзор Интернет-форумов, письмо редактора, обзор модных тенденций, интервью с известными людьми, обзор кинопремьер и свежих книг, обзор автомобилей и техники, статьи о здоровье, статьи об истории и политике, интервью с успешным бизнесменом, статья об исторической фигуре, интервью с героем номера, интервью с деятелем мира искусства, интервью с известным киноактером, статья о путешествии, статья об активном отдыхе, обзор новинок мира моды, обзор мест и средств, предназначенных для ухода за телом, а завершает номер небольшой юмористический комикс. Уровень элокуции мужского глянца представлен разнообразными изобразительно-выразительными средствами.

В заключение отметим, что по предлагаемым в нашей концепции методикам исследования и образцам анализа в парадигме гендерной лингвориторики может проводиться изучение различных типологических пластов дискурса, направленное на выявление особенностей языковой саморепрезентации индивидов в соответствии с их социокультурным полом. Перспективно создание модели как маскулинного, так и феминного гендер-идеала в рамках различных подвидов дискурса СМИ, например дискурса радио, телевидения, газет и т.п. на материале разных языков. В социокультурно-образовательном, прикладном аспекте результаты исследования могут быть использованы в практике межличностной коммуникации в целях повышения эффективности общения, в том числе усовершенствования дискурса изданий для мужчин. Материалы исследования могут быть использованы в плане выявления негативных аспектов влияния СМИ на коллективное языковое сознание реципиентов, для разработки мер лингвориторической защиты от зомбирующего влияния «глянца» и других типов дискурса СМИ, теоретико-методологической платформы своего рода «рецептивной экологии языковой личности».

Литература

1. Ворожбитова А.А. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Монография. - Сочи: СГУТиКД, 2000. - 317 с.
2. Каменская О.Л. Гендергетика – наука будущего. // Гендер как интрига познания. Пилотный выпуск. - М.: Изд-во Рудомино, 2002. - С. 13–20.
3. Препотенская М.П. Экология риторики в ее гендерных парадоксах. 2004. URL: http://biospace.nw.ru/bioethics/3/be6.htm.
Made on
Tilda