Модуль 6. Межкультурные, субкультурные и культурологические проблемы анализа масс-медийной продукции

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПРОДУКЦИИ


С.А. Герасимова

(Россия, Санкт-Петербург, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации)


Фактор свободного времени человека определяет спрос и предложения на различные товары и услуги, в первую очередь, быстро растущей отрасли - «индустрии развлечений». Причем телевидению в российском обществе принадлежит первое место.

Различные исследования, проводившиеся в основном в западных странах, выявили определенную закономерность: чем ниже материальный уровень жизни человека, тем больше он привязан к телевидению. Объясняется это достаточно просто: высокая стоимость билетов в театры, кино или на концерты вынуждают основную часть малоимущей аудитории соблюдать преданность телевидению как единственному источнику развлечений. Как показывают исследования, 70 процентов свободного времени современного человека уходит на потребление телевизионной продукции. Социологические исследования, проведенные в нашей стране, показали, что под влиянием телевидения число читателей художественной литературы сократилось на 13 процентов. Начиная с 2000 года, объем развлекательных программ на федеральных каналах составляет около 65 процентов: юмористические программы, реалити – шоу, телевизионные сериалы и т. д.

Всепроникающие телевизионные волны бесплатно, бесперебойно и беспрепятственно поставляют в телеприемники нескончаемый поток зрелищ, где реальность переплетается с фантастикой, романтика с практицизмом, аморальность с целомудрием. Чем большую душевную опустошенность испытывает человек, чем монотоннее его будни, тем легче он идет на встречу мифам и фантазиям, которые предлагает иллюзорный мир, полный комфорта и благополучия, «красивых» страстей и фантастических видений. Человек пытается найти себя в сфере экранных грез и вымысла, отвлечься с их помощью от тягот реальной жизни. Такую возможность предоставляют ему произведения «массовой культуры» во всех формах и проявлениях на телевизионном экране.

Идеологическое и социальное содержание «массовой культуры» в этих программах - это, в основном, привнесение извне культурных моделей и внедрение новых ценностей: консюмеризма (культа вещей), жажды потребления, потребительской психологии.

Потребитель живет в мире, окруженный не столько вещами, сколько своими фантазиями. Он живет в мире, который не объективен и существует только как удовлетворение его желаний. Утвердиться идеи могут только с помощью художественной ткани произведений, то есть художественно-эстетической основы «массовой культуры».

Развлекательную телепродукцию можно рассматривать как многосерийную, так как у нее есть своя строгая периодичность - как правило, каждая передача выходит 1-2 раза в неделю в один и тот же день и час. Они объединены одной сквозной темой и одним постоянным ведущим, приглашающим к себе в гости определенную публику. Типичным героем, как в серийной, так и в развлекательной продукции является «средний» человек, как и большинство тех, кто сидит перед экраном телевизора.

В постановочном плане, как телесериалы, так и развлекательные передачи очень выгодны для студий. Они снимаются в очень короткие сроки. Те и другие не требуют больших затрат, так как происходит экономия на декорациях, постоянных актерах, так как им платят меньше, чем приглашенным на один раз. К тому же многосерийные фильмы, а также развлекательные программы - хорошая статья экспорта за границу, чему мы являемся свидетелями, так как значительную часть сериалов и развлекательных программ российский зритель получает посредством экспорта американской и европейской телевизионной продукции.

Развлекательные программы включают в себя несколько основных категорий:
- игровые;
- юмористические;
- телесериалы;
- семейно-бытовые программы;
- реалити-шоу.

Рекреативные, то есть рассчитанные на отдых и развлечение программы достаточно примитивны и стереотипны. Отличительное их качество - упрощенность по всем параметрам проблематики, сюжета, композиции, образов, мыслей. Развлекательная продукция в форме юмористических и игровых программ, сериалов занимает в сетке телевизионного вещания наряду с информационными программами основную часть времени.

Такие программы как: «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?» являются аналогами европейских и американских программ. В основу передач положен принцип игры: угадав слово или ответив на вопрос, победитель получает приз. В американской трактовке такой исход игры служит подтверждением «американской мечты» - получение определенных благ и легкого успеха. Российские зрители почувствовали вкус легкой победы в приобретении определенных благ посредством таких программ. Причем получение приза или выигрыша стало неотъемлемой частью игр.

Деятельность телевидения привела к тому, что имидж стал заменять место реальности. Мы испытываем новую и специфическую угрозу. Это угроза победы нереальности над реальностью. Телезрители «молятся» на созданного кумира. Можно констатировать, что у «массовой культуры» и религии в самой природе обожествления и поклонения есть много общего.
Желающих участвовать в играх чрезвычайно много. Желание увидеть себя на экране, прославиться, возбуждаемое такими передачами, зачастую становится стимулом для участия в играх.

Создателей этого вида программ привлекают в них, главным образом, высокие доходы от размещения рекламы. Эти передачи всегда находят рекламодателя, потому что у них большие возможности для рекламы их товаров, так как наряду с официально оплаченной рекламой они рекламируют свои товары в качестве призов, подарков, сувениров.

О взаимозависимости телевидения и рекламы писал американский публицист Ф. Боноски: «Телевидение – это, прежде всего, отрасль промышленности, дающая миллиардные прибыли. Цель концернов, заправляющих телевидением, состоит не только в самой продаже товаров, но и в создании надлежащей интеллектуальной атмосферы, которая способствовала бы их сбыту» (Боноски, 1978: 89). По этой причине телевизионные игры помимо «легкого развлечения» выступают в роли возбудителя потребительских инстинктов. Вместе с тем, это касается, прежде всего, малоимущих слоев населения, которые не имеют возможности приобретать дорогостоящие вещи в реальной жизни, - они с лихвой восполняют этот пробел с помощью знакомства с ними посредством телевидения. В этом и состоит одно из главных гипнотических воздействий массовой культуры.

Развлекательная телепродукция служит манипуляторским целям: ведь расхожие образы ее произведений ничего не навязывают зрителю и нужны исключительно для того, чтобы развлечь его, создать настроение. Тем самым облегчается задача завоевания аудитории и возможность психологического воздействия на нее. Здесь можно вспомнить такие развлекательные юмористические программы, как: «Городок», «Смехопанорама». Это театрализованные зрелища, разыгрываемые на глазах у телевизионной аудитории. Они содержат в себе элементы различных жанров: драматические сценки, музыкальные номера и многое другое. Чем больше компонентов содержит в себе программа, тем она интереснее и привлекательнее. В этих программах есть свои постоянные герои - ведущие (роль которых исполняют популярные актеры).

Многосерийные телевизионные фильмы - зрелище непременно развлекательное. У телевизионного многосерийного фильма есть свои особенности, которые состоят из разных аспектов. Прежде всего, это касается схем построения. Здесь можно выделить следующие основные группы.

К первой категории относятся серии, в которых действуют одни и те же герои, однако каждый эпизод является сюжетно законченным целым. Соответственно сериал может пополняться новыми эпизодами. По такому принципу построено множество сериалов, в первую очередь, детективы (например, «Опера. Хроники убойного отдела», «Тайны следствия»), а также мелодрамы («Бальзаковский возраст или все мужики сво…»). По своей драматургии такие сериалы напоминают сборники рассказов с одними и теми же героями.

Вторая категория - сериалы, каждый эпизод которых представляет собой самостоятельное целое с новыми действующими лицами, объединяет такие эпизоды-новеллы общая тема. В качестве примера можно привести сериал «Воскресенье в женской бане».

Третья категория – сериалы, в которых присутствует единая сюжетная линия (одна серия продолжает другую), общие герои. Отличие последней категории заключается не только в композиционном плане, но и в различии жанров: в первых категориях совокупность серий - это сборник новелл, в третьей сериал аналогичен роману.

Исходя из вышесказанного, механизм воздействия в них различен – отдельные серии «уводят» зрителя в мир фантазии откровенно и открыто, в то время как сериал с единым сюжетом старается делать это более тонко, завуалированно. Телезритель реально переживает приключения героев во времени, соотносит происходящее в каждой серии с реальной жизнью.

Телевизионные сериалы, демонстрируемые сегодня по телевидению, можно условно разделить на следующие основные жанры:

- «мыльные оперы» («Любовь как любовь», «Исцеление любовью» и т.п.);
- детективные истории («Тайны следствия», «Улицы разбитых фонарей»);
- исторические («PQ-17», «Штрафбат»);
- экранизация классики («Мастер и Маргарита», «Идиот», «Доктор Живаго»).

Сюжетная линия первой категории фильмов строится на резком противопоставлении добра и зла, геройства и злодейства. Добро всегда борется со Злом (а не наоборот) и всегда побеждает. Сюжет построен на любовной истории «богатого» и «бедной» или наоборот. Произведения, построенные по такому принципу, это своеобразные сказки, которые зритель и воспринимает соответствующим образом. Для него не столь важны реалистические детали, сколь необходим заряд оптимизма и бодрости, веры в конечное торжество добра и справедливости.
Разумеется, проповедь добра носит иллюзорный характер, однако она свидетельствует о том, насколько точно коммуникаторы сумели нащупать болевые точки в психологии своего зрителя и каким метким оказался удар, который в то же время является и «лекарством».

Секрет популярности «мыльных опер» как жанра заключается в том, что здесь домашнему благополучию всегда что-то угрожает: другая женщина, криминальные обстоятельства, случай и т. д. Семейные отношения полны надрыва, экзальтации. Это придает действию романтическую окраску, и в то же время как мир семейных отношений - обыден и прозаичен.

В этой связи «мыльные оперы» дают выход страстям, играя роль своеобразного эмоционального клапана. Эмоциональная встряска, после приобщения к очередной «мыльной опере», приносит, в конечном счете, зрителю успокоение. Вдоволь насмотревшись экранных «страстей», домохозяйка, живущая семейными интересами, испытывает чувство облегчения оттого, что, «внешние от семьи», беды и несчастья, промелькнувшие на экране, миновали ее.

Таким образом «мыльная опера» доказывает, от противного, необходимость внутри семьи, довольствоваться малым.

Английский журналист Б. Норман писал, что эти серии «имеют своей целью показать кусок реальной жизни, однако то, что они представляют - не жизнь, а сплошная иллюзия. Это всего лишь сентиментальная и романтизированная версия жизни». Телезритель, сопереживая им, поддерживает героев фильмов, разряжает свое эмоциональное состояние. Эстетические запросы телезрителя удовлетворяют красивые герои, живописный антураж, мастерски снятые пейзажи, привлекательная одежда, где зритель, особенно женщина, приобщается к общему «стилю жизни». Счастливый финал - «хэппи энд» оставляет зрителя в прекрасном настроении, что не так и плохо.

Такая продукция, занимающая 3-4 часа эфирного времени ежедневно, не способствует интеллектуальному развитию личности, так как знаний, посредством таких сериалов человек практически не получает, зато получает эмоциональные ощущения и впечатления.

Жанр детектива стал основным для поточного производства российской серийной продукции.

Преступление, окутанное тайной, связанная с ним интрига, поиск преступника - все это вызывает у зрителя напряженный интерес, своего рода «эффект присутствия при расследовании». Образы оперативных уполномоченных в сериале «Улицы разбитых фонарей» или следователь прокуратуры Швецова стали общепризнанными кумирами. Постоянное варьирование криминальных мотивов в информационных программах способствует тому, что телевидение стимулирует остроту восприятия зрителей, поддерживает неугасающий интерес к теме преступлений.

Очень важный мотив победы добра над злом нашел такую большую телевизионную аудиторию, поскольку в реальной жизни ни одно сколько ни будь значимое преступление как правило не раскрыто. Поэтому иллюзия защиты, добра и справедливости, выполненная различными методами, нашла отклик в среде зрительской аудитории.

Историческая тематика занимает значительное место в массовой серийной телепродукции. Прежде всего, обращают на себя внимание серии, повествующие об исторических фактах и событиях, а также заметных исторических персоналиях. При этом, как правило, сохраняются подлинные имена исторических лиц и происходит совмещение вымышленных и реальных событий из прошлого.
Сериалы, экранизирующие классические произведения литературы, с одной стороны, позволяют массовой аудитории познакомиться с литературными произведениями, а, с другой, - навязывают телезрителю готовый образ, не давая развить свой собственный.

Предпосылки распространения сериалов заложены в самой специфике телевидения, которое способно, в отличие от театра и кино, систематически собирать одну и туже массовую аудиторию.

Отсюда появление на телеэкранах постоянных героев. «Телезритель должен быть уверен в том, что в определенный день и час он обязательно увидит на экране своего телевизора ту или иную передачу, тот или иной телефильм».
Общими положительными свойствами телесериалов также являются «практические советы», так как в них зритель находит ответы на вопросы из правовой практики, медицинской, социальной, семейной и т.п. Таким образом, зритель получает нормы поведения в различных жизненных ситуациях.
Телевидение, систематически обращаясь к однородной аудитории, сериалами и играми привлекает рекламодателей еще и возможностью от передачи к передаче рекламировать свою продукцию. В постановочном плане, как многосерийные фильмы, так и регулярные развлекательные передачи очень выгодны для студий. Они снимаются в очень короткие сроки, как те, так и другие не требуют больших затрат, так как происходит экономия на декорациях, постоянных актерах (им платят меньше, чем приглашенным на один раз). За один день можно снять несколько передач (серий).

Еще одна категория развлекательных программ – реалити-шоу, суть которых заключается в непрерывном наблюдении за группой людей, находящихся в специально созданных условиях, как правило, замкнутой системе. Нахождение длительное время в постоянном окружении людей и камер постепенно увеличивает уровень напряжения, и герои начинают раскрывать свое истинное лицо - выражать чувства и отношения к партнерам. Подобные проекты пользуются большой популярностью у зрителей, т.к. желание подсмотреть за кем-то в замочную скважину существует на подсознательном уровне. Однако подобные проекты не способствуют формированию личности.

Процесс социализации, осуществляемый посредством развлекательной продукции, призван сформировать определенный тип личности, некоего «массового», «одномерного» человека. Он думает «как все», ведет себя «как все», чувствует «как все». Происходит всеобщая стандартизация личности, исчезает индивидуальность. Поэтому данный процесс превращается в антисоциализирующий фактор, так как он дегуманизирует личность, поощряя в ней не высокое, духовное начало, а самые тривиальные инстинкты.

Массовая культура эксплуатирует и отторгает чувства от рационального начала, апеллирует к потребительским инстинктам в противовес разуму.

Эстетика массовой культуры зиждется на таких основных компонентах, как: тривиальность, фривольность и эскейпизм. Ее эстетическим идеалом является банальность. Не имея в своем арсенале оригинальных идей, замыслов, сюжетов и образов она спокойно использует любой факт, любые мысли, любые традиции, даже взятые из народного или классического наследия чужой страны и выдает нечто удобоваримое для самой невзыскательной публики. Все это приправляется острым соусом из шоковых эффектов - главным образом, насилия и секса, которые в свою очередь также превращаются в банальность.

Границы между реальным и воображаемым размываются до такой степени, когда «воображаемое имитирует реальное, а реальное окрашивается в цвета воображаемого». В результате на свет появляются произведения, от которых зрителю остается «только пустая шелуха: от любви - секс, от духа, в лучшем случае - анекдот, от культуры - зрелища».

Идеи, заложенные коммуникаторами, в данной телепродукции, усваиваются телезрителями. Здесь эмоции преобладают над разумом.

Таким образом, телепродукция массовой культуры в своей основе имеет не реалистические образы, а систему стереотипов и имиджей, распространяемых в развлекательной форме и способствующих созданию у массовой аудитории социальных мифов.

Посредством такой телевизионной политики появляется поколение, воспитанное на «недоброкачественной» развлекательной продукции, стимулирующей потребительскую психологию. Главным лозунгом молодого поколения становится: «Бери от жизни все и получай удовольствие!».

Подтверждением этого высказывания для молодежи служит реклама, регулярно стимулирующая потребление определенных благ. Иллюзия высокого уровня потребления в обществе может привести отдельного индивида либо к патологической страсти обладания «этим» во что бы то ни стало, либо к необоснованной ущербности. Поскольку большая часть аудитории, лишенная этого, сравнивает свою собственную жизнь с той, что изображена на экране. Подобные чувства вызывают у ряда людей желание приобщиться к категории «благополучных» граждан любым способом, даже криминальным.

Культурологический анализ развлекательной телевизионной продукции позволяет сделать заключение о том, что современные приоритеты обусловлены стимулированием и тиражированием материальных благ, вне национальных традиций, общественных ограничений и моральных принципов. Можно сделать следующий вывод, что современная телевизионная продукция не обладает качественными признаками, поскольку человек, «потребляя» современную, освобожденную от контроля этики телепрограмму, не может рационально оценить характер ее воздействия на свою психику и поведение. Более того, он становится «зависимым» от телевидения и продолжает потреблять эту продукцию даже в том случае, если отдает себе отчет в ее пагубном воздействии.
Проблема заключается в непонимании телевизионных деятелей того, что они должны отвечать за качество того продукта, который они создают. Важно осознавать, что телевидение как средство массовой коммуникации тиражирует свою продукцию на социально разнородную, рассредоточенную аудиторию. Телевизионная продукция должна обладать качественными признаками, отражающими социокультурные нормы поведения, а если таковые отсутствуют, посредством телевизионной продукции можно и необходимо их создавать.

Литература

1. Боноски Ф. Две культуры. – М., 1978.
2. Галушко Р.И. Западное телевидение и массовая культура. – М.: МГУ, 1991.
3. Герасимова С.А. Культурология и теория телекоммуникации. – М.: Гардарики, 2007.
4. Гершкович З.И. Парадоксы «массовой культуры». – М.: Просвещение, 1983.
5. Кириллова Н.Б. Медиакультура: От модерна к постмодерну. – М.: Академический проект, 2006.
6. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. – СПб.: СПбГУК, 1999.
Made on
Tilda