НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ СМИ НА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ПОЛЕ КАЗАХСТАНА
С.К. Бекниязова
(Республика Казахстан, Алматы, Общественный журнал "Аружан")
С 1991 г. в общественно-политической жизни Казахстана возникла качественно новая ситуация. После дезинтеграции Советского Союза, образования на новой основе Содружества Независимых Государств радикальным образом изменилась не только политическая карта евроазиатской страны, но и иной стала структура казахстанской журналистики.
Все эти процессы способствовали переосмыслению положения прессы в обществе, вызвали к жизни новые приемы и методы ее работы, побудили к переосмыслению тех, которые она использовала десятилетиями. Обретая новые качества, журналистика в условиях национального возрождения проявила себя как эффективное средство общественного воздействия и дальнейшей демократизации жизни страны.
Журналистика Республики Казахстан шла по пути не только отрицания негативных тенденций прошлого, но и бережного отношения к тому позитивному, что десятилетиями накапливалось в истории отечественной прессы. Демократизация жизни казахстанского общества, реформирование ее экономики оказали заметное влияние как на характер журналистики, так и на ее структуру, содержание. Заметно возросли и целенаправленность и многообразие информационного потока. При этом система средств массовой информации Казахстана изменилась с дезинтеграцией СССР.
Новые исторические условия жизни казахстанского общества стали важным фактором формирования массовой журналистики нового типа. Необходимо было определить то место, которое предстояло занять прессе в утверждавшемся демократическом обществе. Процесс, начатый в начале 90-х гг., привел к некоторым сдвигам в социальной структуре печати, телевидения, радиовещания, более осмысленному пониманию запросов аудитории, способствовали внедрению новых форм и методов деятельности средств массовой информации. Информационный процесс в стране в новых условиях дифференцируется, реорганизуется. Меняются и социальные, и духовные, и профессиональные ориентиры журналистики. Сегодня журналистика в Казахстане становится более открытой и доступной для многих потребителей информации. Ее коммуникативные возможности становятся интерактивной.
Известно, что понятие "коммуникация" в переводе с латыни обозначает общее, разделяемое со всеми. Коммуникация - процесс двустороннего обмена информации ведущей к взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо убедиться в наличии обратной связи: как люди вас поняли, как восприняли вас и как относятся к проблеме, отраженной в информационной поле и не противоречащий законодательной базы СМИ в Республике Казахстан.
Мы согласны с исследованием А.А. Морозова (Морозов, 2006), что первый этап, условно называемый постсоветским, охватывает временной промежуток с 1991 по 1995 г. Он характеризовался преимущественно государственной монополией на средства массовой информации, когда практически не существовало независимых СМИ. В этот период среди советских и казахстанских журналистов были популярны идеология «четвертой власти» и миф о независимой прессе. Это предыстория казахстанской системы СМИ.
Данный этап берет свое начало с принятия в 1991 г. в числе первых законодательных актов независимого Казахстана Закона о печати и других средствах массовой информации, что стало подтверждением приверженности Казахстана демократическому пути развития.
В первой статье закона были провозглашены свобода печати и свобода слова. Впервые на законодательном уровне были закреплены нормы, предусматривающие недопущение цензуры. Была юридически закреплена норма, запрещающая вмешательство должностных лиц государственных и общественных организаций в деятельность редакций, воспрепятствование выполнению профессиональной деятельности журналистов.
Кроме того, первый Закон о печати Казахстана предусматривал значительное расширение прав журналистов на поиск и получение информации. Особо следует отметить, что этот закон наделил политические партии, общественные объединения, физические лица правом учреждения средств массовой информации. Это стало импульсом к формированию демократических принципов функционирования масс-медиа. Новизна и демократичность первого законодательства «О средствах массовой информации» послужила мощным фактором бурного развития казахстанской прессы.
Но, поскольку этот закон был принят в самом начале построения независимости Казахстана, многие его положения очень быстро устаревали, отставая от требований нового времени Законодательная база деятельности СМИ определенным образом стимулировала развитие медиа-поля, однако ее было недостаточно для качественного роста СМИ в условиях рыночной экономики. Переход к рынку обусловил резкий рост цен на бумагу, услуги типографий и связь. Это тормозило развитие отечественных СМИ. Поэтому одним из первых Указов Президента, изданных в апреле 1992 г., правительству было поручено разработать меры по защите средств массовой информации в период перехода к рыночным отношениям от монополизма издательских структур. В частности, Кабинету министров предписывалось обеспечить периодические издания, государственные книжные издательства бумагой и другими материалами в объемах государственного заказа, продумать вопрос о льготном налогообложении. Кроме того, соответствующим органам поручалось разработать программу приватизации и акционирования государственных СМИ. По сути дела этот Указ положил начало формированию независимых средств массовой информации в Казахстане.
В сентябре 1992 г. Н.А. Назарбаевым издается Указ о создании государственной телерадиовещательной компании «Казахстан». Этот шаг преследовал цель повышения творческого уровня и содержательности программ, улучшения информационного обеспечения населения республики. Правительству поручалось принять меры по укреплению материально-технической базы компании, улучшению условий труда и быта ее работников. С издания этого документа начался процесс формирования независимого информационного пространства.
Встречи представителей прессы и Президента Н.А. Назарбаева стали традиционными и регулярными. На них Глава государства и представители масс-медиа на равных обсуждали наиболее актуальные вопросы дальнейшего развития страны, «сверяли часы» по важнейшим проблемам функционирования СМИ в новых условиях. На одной из таких встреч, состоявшихся летом 1994 г., Н.А. Назарбаев призывает работников прессы бережнее относиться к главному достоянию страны — единству народа и межнациональному согласию.
В 1994 г. телевидение и радиовещание Казахстана вступили в полосу кардинального реформирования. Вместо государственной телерадиовещательной компании «Казахстан» была создана республиканская корпорация «Телевидение и радио Казахстана». Это решение мотивировалось необходимостью активизировать процесс вхождения электронных СМИ страны в мировые информационные процессы, создания оптимальных условий для их инвестирования. К сегодняшнему дню рынок электронных СМИ Казахстана является самым динамично развивающимся в Центральноазиатском регионе. Постоянно меняющиеся внутренние и внешние условия требовали от Казахстана совершенствования работы прессы, укрепления информационного поля. Учитывая, что создавать законодательно-правовую базу приходилось практически с нуля, к 1994 г. первый Закон о печати уже устарел, в некоторых частях он не соответствовал реалиям и требованиям времени. Он стал узким для дальнейшего развития медиа-поля Казахстана. Для выхода из сложившейся ситуации при поддержке Главы государства в течение 1995 г. в Закон о печати и других средствах массовой информации трижды были внесены существенные дополнения, поправки и изменения, которые сняли возникшие препятствия для дальнейшего развития прессы.
Кроме того, на данном этапе были конституционно закреплены основные демократические права и свободы, в том числе и свобода слова. Конституция Казахстана, принятая на всенародном референдуме 30 августа 1995 г. провозгласила Казахстан «демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» (Конституция Республики Казахстан, 2003).
Статья 20 Конституции РК гласит: «Первое. Свобода слова и творчества гарантируется. Цензура запрещается. Второе. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом, способом» (Конституция Республики Казахстан, 2003).
Также Казахстан конституционно закрепил норму о свободном предоставлении информации. Статья 18 Конституции РК (Конституция Республики Казахстан, 2003) провозглашает, что «Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомится с затрагивающими его права и интересы документами, решениями, источниками информации».
Второй этап развития медиа-сферы пришелся на 1996—1999 гг. и стал этапом становления и роста СМИ. Он характеризовался определенным отходом государства от безусловного доминирования на информационном пространстве и бурного развития негосударственных (частных, корпоративных и др.) СМИ, сокращения доли государственных СМИ в общем количестве (Морозов, 2006). Многие исследователи казахстанской прессы называют этот этап «золотым веком» казахстанских СМИ. Параллельно это был период «первой волны приватизации СМИ». На казахстанском рынке СМИ стали появляться новые издания, телеканалы и радиостанции. Новые СМИ использовали модели и форматы современной западной журналистики — стараясь отделить информацию от комментария, строя газеты по принципу тематических полос. На этом этапе в деятельности электронных СМИ появился и закрепился жанровый формат вещания в прямом эфире.
Настоящий этап характеризуется качественными и количественными изменениями на рынке масс-медиа, массовой приватизацией и разгосударствлением бывших государственных СМИ, полиграфических предприятий, переходом от государственного финансирования и дотирования средств массовой информации к государственному заказу на проведение государственной информационной политики. Данный этап развития отечественного информационного пространства выразился: во-первых, в динамичном количественном и качественном росте рынка масс-медиа; во-вторых, в повышении роли казахстанских СМИ в общественно-политическом пространстве страны.
На этом этапе в сентябре 1997 г. Указом Президента упразднялось Казахское государственное информационное агентство (КазТАГ) и создавалось республиканское казенное предприятие «Казахское информационное агентство» (КИА). В качестве его уполномоченного органа определялось Национальное агентство по делам печати и массовой информации Казахстана, а позже Министерство информации и общественного согласия Казахстана.
С развитием рынка СМИ возникли определенные затруднения с исполнением нормы Конституции РК о предоставлении всем гражданам Казахстана возможности ознакомиться с интересующей их информацией. Для их преодоления в 1997 г. по инициативе Президента при принятии Уголовного кодекса РК в него были заложены нормы, предусматривающие ответственность должностных лиц за отказ в предоставлении гражданам информации, воспрепятствование выполнению законной профессиональной деятельности журналиста в виде штрафа или лишения права занимать определенные должности, либо лишения свободы.
В 1998 г. Н.Назарбаев в Послании народу предложил развернутую программу демократизации и политических реформ в Казахстане. Ядро политической реформы с этого момента составили семь основополагающих элементов демократизации и политической либерализации. Наряду с усилением партийно-политической системы, развитием и усилением роли «третьего сектора», там был пункт о создании условий для развития свободных, независимых и бесцензурных СМИ. Этот пункт был шестым основополагающим элементом демократизации и политической либерализации. Для устранения существующих препятствий на пути свободной прессы в стране было предложено приватизировать ряд государственных средств массовой информации.
Таким образом, данный этап характеризовался началом кристаллизации информационного поля Казахстана, массовой приватизацией и разгосударствлением бывших государственных СМИ, полиграфических предприятий, переходом от государственного финансирования и дотирования средств массовой информации к государственному заказу на проведение государственной информационной политики.
Таким образом, на информационно-коммуникативном поле Казахстана начинают возникать первые медиа-холдинги, часть из которых к концу второго этапа обретает новых «хозяев».
Третий этап — этап начальной «медиатизации политики» начался в 1999 г. и закончился в 2002 г.
Стартом этого этапа стало принятие очередного Закона РК о СМИ. Учитывая, что Главой государства в качестве основных направлений демократического развития Казахстана была поставлена и задача дальнейшей демократизации и либерализации СМИ, остро встал вопрос кардинального изменения законодательства о средствах массовой информации.
Данный закон был принят в июле 1999 г. Он состоял из 26-ти статей, был более лаконичным по содержанию, но и более требовательным к обязанностям прессы. Согласно этому законодательству любое вмешательство в деятельность СМИ является наказуемым. Декларируется, что никто не вправе вмешиваться в работу СМИ.
Большую роль для развития отечественных СМИ имело принятие в 2001 г. ряда поправок в соответствующее законодательство. При этом огромное значение придавалось принятой норме о поэтапном ограничении объемов ретрансляции казахстанскими СМИ зарубежной телепродукции. Целью данной поправки была защита отечественного телевидения, испытывающего значительные трудности в конкуренции с более развитыми и мощными иностранными телеканалами.
Следует отметить, что данное решение было крайне непопулярным.
Согласившись на принятие этой нормы, Президент дал некоторым международным организациям, действующим в Казахстане, повод для критики, для обвинений в ущемлении прав прессы.
Одной из основных характеристик данного этапа стало повышение роли СМИ в системе политико-экономических отношений и, как следствие, постепенная утрата ими самостоятельности в информационно-коммуникативной системе (Морозов, 2006). Под впечатлением от эффективности информационных технологий крупные экономические группы начали вступать в «гонку информационных вооружений»: были приняты решения о масштабных инвестициях в средства массовой информации, что привело к появлению еще нескольких крупных медиа-групп, между которыми были распределены традиционные СМИ. Между тем данный этап в определенной мере стимулировал развитие информационного поля Казахстана, что выразилось, во-первых, в продолжающемся динамичном количественном и качественном росте рынка масс-медиа; во-вторых, в повышении роли казахстанских СМИ в общественно-политическом пространстве страны.
Литература
1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. (с изменениями от 7 октября 1998 г.). — Алматы: Норма-К, 2003.2. Морозов А.А. Развитие СМИ Республики Казахстан за голы независимости: основные этапы и современное состояние. // Материалы научно-практической конференции «Республике Казахстан 15 лет: достижения и перспективы». — Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2006 г.