ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ
З.И. Гурьева, Е.В. Петрушова
(Россия, Кубанский государственный университет)
Исследования, посвященные проблеме соотношения медиакоммуникации, познания и культуры, выполняются в аспекте общей методологии, причем исключительную роль играет центральная категория гносеологии – понятие отражения. Формулируемый на его основе принцип отражения связывает воедино все другие принципы, применяемые в теории познания.
Логически принцип отражения вытекает из общего для всего философского тезиса о существовании объективной реальности, не зависящей от человека и его сознания и в то же время воспроизводимой в формах знания. Соответственно содержание принципа отражения заключается в том, что «в результатах деятельности познающего субъекта видят особым образом переработанные характеристики объективного мира, в соответствии с которыми общество осуществляет свою деятельность по его переустройству» (Кукушкина, 2021: 16).
Для обсуждения вопроса об отношении медакоммуникации, познания и культуры требуется исходить из наиболее широкого понимания последней. Культура как исторический процесс есть непрерывное накопление материальных и духовных богатств, создаваемых трудом и разумом человека, а также полезный личный, коллективный и общественный опыт, отобранный для хранения и передачи из поколения в поколение (Рождественский, 2021: 38).
Любые крупные перемены в человеческой жизнедеятельности предполагают изменение культуры. Внешне она предстает как сложная смесь взаимодействующих между собой знаний, предписаний, норм, образцов деятельности, идей, проблем, верований, обобщенных видений мира и т. д. Вырабатываемые в различных сферах культуры (науке, обыденном познании, техническом творчестве, искусстве, религиозном и нравственном сознании и т.д.), они обладают регулятивной функцией по отношению к различным видам деятельности, поведения и общения людей. В этом смысле необходимо указывать на культуру как сложно организованный набор надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, программ, в соответствии с которыми осуществляются определенные виды деятельности, поведения и общения.
В свою очередь воспроизводство этих видов обеспечивает воспроизводство соответствующего типа общества. Культура хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения и общения, которые составляют совокупный социально-исторический опыт. Она фиксирует их в форме различных знаковых систем, имеющих смысл и значение. В качестве таких систем могут выступать любые компоненты человеческой деятельности (орудия труда, образцы операций, продукты деятельности, опредмечивающие ее цели, сами индивиды, выступающие как носители некоторых социальных норм и образцов поведения и деятельности, естественный язык, различные виды искусственных языков и т. д.).
Динамика культуры связана с появлением одних и отмиранием других надбиологических программ человеческой жизнедеятельности. Все эти программы образуют сложную развивающуюся систему, в которой можно выделить три основных уровня. Первый из них составляют реликтовые программы, представляющие своеобразные осколки прошлых культур, уже потерявшие ценность для общества новой исторической эпохи, но тем не менее воспроизводящие определенные виды общения и поведения людей. К ним относятся многие обычаи, суеверия и приметы, имеющие хождение даже в наши дни, но возникшие еще в культуре первобытного общества.
Второй уровень культурных образований – программы, которые обеспечивают воспроизводство форм и видов деятельности, жизненно важных для данного типа общества и определяющих его специфику. Наконец, можно выделить еще один (третий) уровень культурных феноменов, в котором вырабатываются программы будущих форм и видов поведения и деятельности, соответствующих последующим ступеням социальною развития. Генерируемые в науке теоретические знания, вызывающие перевороты в технике и технологии последующих эпох, идеалы будущего социального устройства, нравственные принципы, разрабатываемые в сфере философско-этических учений и часто опережающие свой век, – все это образцы программ будущей деятельности, приводящие к изменению существующих форм социальной жизни.
Такие программы появляются в результате поиска путей разрешения социальных противоречий. Их становление закладывает контуры новых типов и способов деятельности, а их генерация выступает как результат и выражение творческой активности личности.
В сложном калейдоскопе культурных феноменов каждой исторической эпохи можно выявить их основания, своего рода глубинные программы социальной жизнедеятельности, которые пронизывают все другие феномены и элементы культуры и организуют их в целостную систему. Реализуясь в деятельности, они обеспечивают воспроизводство сложного сцепления и взаимодействия различных ее форм и видов.
Основания культуры определяют тип общества на каждой конкретной стадии его исторического развития, они составляют мировоззрение соответствующей исторической эпохи. Если основания культуры выступают как предельно обобщенная система мировоззренческих представлений и установок, которые формируют целостный образ человеческого мира, то возникает вопрос о структуре этих представлений, способах их бытия, формах, в которых они реализуются. Такими формами являются категории культуры – мировоззренческие универсалии, систематизирующие и аккумулирующие накапливаемый человеческий опыт. Именно в их системе складываются характерный для исторически определенного типа культуры образ человека и представление о его месте в мире, представления о социальных отношениях и духовной жизни, об окружающей нас природе и строении ее объектов и т. д. Мировоззренческие универсалии определяют способ осмысления, понимания и переживания человеком мира.
Социализация индивида, формирование личности предполагают их усвоение, а значит, и усвоение того целостного образа человеческого мира, который формирует своеобразную матрицу для развертывания разнообразных конкретных образцов деятельности, знаний, предписаний, норм, идеалов, регулирующих социальную жизнь в рамках данного типа культуры. В этом отношении система универсалий культуры предстанет в качестве своеобразного генома социальной жизни (Степин, 2018: 96).
Определяя, какие компоненты культуры могут нести национально-специфический характер, философы, лингвисты, литераторы, культурологи, психологи и др. относят к ним традиции, обычаи, обряды, бытовую культуру, тесно связанную с традициями, повседневное поведение (привычки, кинесические коды представителей некоторой культуры, принятые в некотором социуме нормы общения), культуру, отражающую традиции того или иного этноса, национальные картины мира, отражающие специфику восприятия окружающего мира, национальные особенности мышления представителей той или иной культуры.
Среди этих компонентов самое важное место занимает медиакоммуникация: «Медиакоммуникация в первую очередь способствует тому, что культура может быть как средством общения, так и средством разобщения людей. Именно медиакоммуникация является знаком принадлежности его носителей к определенному социуму (Антипов, 2021: 76). Медиакоммуникация не существует вне культуры как «социально унаследованной совокупности практических навыков и идей, характеризующих наш образ жизни» (Сэпир, 2018: 86).
Как известно, медиакоммуникация и культура представляют собой самостоятельные разнородные понятия, и сложное взаимодействие медиакоммуникации и культуры всегда было предметом дискуссий. В многочисленных исследованиях (Сэпир, 2019: 63; Лотман, 2021: 98; Рымарь, 2021: 39) намечаются две различные точки зрения на принцип решения данной проблемы: предлагается объяснять культуру через медиакоммуникацию и медиакоммуникацию посредством культуры.
Понятие культурной основы медиакоммуникации понимается учеными по-разному, однако все они сходятся во мнении, что это система представлений, посредством которых журналист осмысливает свою жизнь и окружающий мир.
Медиакоммуникация выступает как способ закрепления всей отражательной деятельности мышления – деятельности, которая неразрывно связана с практической (физической) деятельностью журналиста. Существование медиакоммуникации как материальной формы закрепления мышления журналиста, следовательно, и той совокупности знаний, которыми располагает мышление журналиста на определенном этапе, создает новую проблему – интерпретации содержания выражения «картина мира». Эта проблема поворачивает вопрос о содержании этого выражения таким образом, что картина мира как совокупность знаний человека о мире подменяется картиной мира, существующей в языке, т.е. языковой картиной мира.
Исследование познавательной деятельности на уровне медиакоммуникации посредством анализа языковых единиц в их взаимосвязи с исторически сложившейся предметной сферой и социокультурной средой сегодня особенно актуально. Отмечаемый исследователями прорыв в макромир медиакоммуникации в ходе эволюции мировой и отечественной лингвистики реализует себя в тенденции к взаимодействию различных аспектов широкого гуманитарного цикла: философией медиакоммуникации и культуры, культурологией, социологией, этнографией (Вежбицка, 1982; Шаклеин, 2018; Шишкина, 2018; Степанов, 2019; Апресян, 2021; Тер-Минасова, 2021; Фрумкина, 2021; Ладо, 2022; Вежбицка, 2023; Маковский, 2023; Фрумкина, 2023).
Литература
1. Антипов Г. А., Донских О. А., Марковкина И. Ю., Сорокин Ю. А. Текст как явление культуры. - Новосибирск, 2021. – 369 с.
2. Апресян Ю. Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: АСТ, 2021. – 198 с.
3. Вежбицка А. Дескрипция или цитация // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1982. – С. 38-63.
4. Вежбицка А. Речевые жанры. – М.: Мысль, 2023. – 178 с.
5. Кукушкина Е. И. Медиакоммуникация, познание, культура. - М.: Высшая школа, 2021. – 396 с.
6. Ладо Р. К. Лингвистика поверх границ. - М.: Эксмо, 2022. – 387 с.
7. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М.: Мир, 2021. – 139 с.
8. Маковский М. М. Медиакоммуникация – миф – культура. – М.: АСТ, 2023. – 186 с.
9. Рождественский Ю. В. Культуроведение. - М.: Слово, 2021. – 363 с.
10. Рымарь Н. Т. Медиакоммуникация и язык культуры. - Самара, 2021. – 276 с.
11. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Культура, 2019. – 368 с.
12. Степин В. С. Теоретическое знание. - М.: Мысль, 2018. – 329 с.
13. Сэпир Э. С. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М.: Высшая школа, 2018. – 319 с.
14. Сэпир Э. С. Язык. - М.: Слово, 2019. – 183 с.
15. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2021. – 379 с.
16. Фрумкина P. M. Культурологическая семантика в ракурсе эпистемологии // Известия АН. Сер. литературы и языка. – 2021. - Т. 18. - № 1. – С. 12-26.
17. Фрумкина P. M. Самосознание лингвистики - вчера и завтра // Известия АН. Сер. литературы и языка. 2023. - Т. 18. - № 3. – С. 16-29.
18. Шаклеин В. М. Этноязыковое видение мира как составляющая лингвокультурной ситуации // Вестник МГУ. - Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2018. - № 1. – С. 32-46.
19. Шишкина Л. С. Моделирование социальных процессов и медиакоммуникация // Вестник СПбГУ. - Сер. 2. 2018. - Вып. 3. – С. 38-69.