Модуль 3. Политические аспекты масс-медийных продуктов

ИНДЕКС АГРЕССИВНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЗИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ

(на материале американских печатных СМИ)


Ю.В. Ровинская

(Россия, Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова)



Межгосударственное взаимодействие имеет большое значение в XXI в. При этом необходимо констатировать, что на современном этапе наблюдается обострение межцивилизационного диалога, перерастающего в конкретные моменты в конфликт. Второе десятилетие текущего века характеризуется силовой фазой развития, которая провоцируется средствами массовой информации.
Медиаметрическое направление в изучении СМИ соотносится с практикоориентированной деятельностью по сбору информации количественного характера с целью ее качественной интерпретации.
Истоки медиаметрической практики относят к началу XX в. – периоду активного развития широкой сети прессы и радиовещания в США. В странах Западной Европы данные методы стали востребованными с 1930-ых годов. С 1960-ых годов данная методология обнаружила свое проявление в СССР.
Агрессивность является следствием, в анализируемом контексте и тактикой ведения информационной войны. Последняя понимается нами как комплекс целенаправленно-сознательных действий, ориентированных на массовое и индивидуальное сознание для достижения информационно-прагматического превосходства посредством навязывания искаженной информации, нанесении ущерба информационной политике противоположной стороны (Greydina, 2018).
Возможна качественная и количественная оценка степени и уровня агрессивности. В частности, индекс агрессивности представляет собой количественный показатель своеобразного измерения агрессивности.
Понятие «агрессивность» (данное слово в переводе с латинского языка означает «нападение») отражает поведение, нацеленное на причинение вреда (Кузнецов, 2019: 16).
Индекс агрессивности СМИ, представляя собой один из методов политической медиаметрии, является количественным методологическим показателем. Специфика индикации агрессивности указывает на соотношение негативных (категорично негативных и умеренно негативных) публикаций к числу нейтральных по определенной тематике.
Анализу был подвергнут ряд американских печатных СМИ: «Уол Стрит Джорнал» («The Wall Street Journal»), «Нью-Йорк Таймс» («The New York Times»), «Вашингтон Пост» («The Washington Post»). Публикационные материалы составили 529 аутентичных англоязычных текста СМИ, которые были собраны посредством метода сплошной выборки. Временной период анализа медийного текстового материала представлен 2020 г.
Необходимо представить комментарий по ряду аналитических позиций. Флуктуационные точки, отражающие среднемесячные публикации, в которых объектом внимания становилась Россия, в частности «Уол Стрит Джорнал» («The Wall Street Journal»), характеризуются максимальным увеличением среднемесячного показателя публикаций о России от середины к концу 2020 г. (p. 120 > p. 80). За данным печатным СМИ следуют «Нью-Йорк Таймс» («The New York Times») (p. 90 > p. 75), «Вашингтон Пост» («The Washington Post») (p. 86 > p. 78).
Наиболее частотно отражаемая тематика публикаций, связанная с Россией, представлена «Уол Стрит Джорнал» («Wall Street Journal») следующими позициями (в порядке убывания):
- «Российско-американские отношения»,
- «Россия в Сирийском контексте»,
- «Санкции против России»,
- «Взаимоотношения НАТО – Россия»,
- «Россия в контексте политического и военного конфликта на Украине».
Тематика публикаций, связанная с Россией, представлена «Нью-Йорк Таймс» («The New York Times») следующим образом (в порядке убывания):
- «Российско-американские отношения»,
- «Взаимоотношения НАТО – Россия»,
- «Санкции против России»,
- «Внутриполитическая ситуация в России»,
- «Россия в контексте политического и военного конфликта на Украине»,
- «Россия в Сирийском контексте»,
- «Участие России в боевых действиях против ИГИЛ».
Тематический ранжир, отражающий образ России, обозначен «Вашингтон Пост» («The Washington Post») следующим образом (в порядке убывания):
- «Взаимоотношения НАТО – Россия»,
- «Российско-американские отношения»,
- «Санкции против России»,
- «Россия в контексте политического и военного конфликта на Украине»,
- «Россия в Сирийском контексте».
Соответственно в ходе анализа российской тематики на фоне публикаций в вышеобозначенных печатных СМИ индекс агрессивности исчисляется по вышеобозначенным закономерностям и представлен следующим образом:
- «Уол Стрит Джорнал» («Wall Street Journal») – 2,18;
- «Нью –Йорк Таймс» (The New York Times») – 2,26;
- «Вашингтон Пост» (The Washington Post») – 2,11.
Доминирующий пафос анализируемых статей проявляется в так называемой агрессивности России по отношению к государствам постсоветского пространства, Европейского Союза, США (Подберезкин, 2018).
В результате ответная реакция американских СМИ, по мнению экспертов (Stent, 2019), определяется двумя глобальными задачами:
- интегрировать Россию в глобальное пространство,
- в случае ощущения сложностей в этом процессе блокировать развитие России по всем направлениям и поддерживать создание мирового порядка на основе американских принципов.
Проявление агрессии в печатных СМИ основано на формировании и экспликации образа врага. Частотно образ врага представлен противником по отношению к другому народу или стране. При анализе агрессии американских печатных СМИ Россия выступает врагом по отношению к США или американскому народу.
Агрессивность американских печатных СМИ дезинформирует и, как результат, дезориентирует общественность.
Акт дезинформации представляет собой сознательно ложную информацию в целях введения в заблуждения, манипулирования общественным сознанием, формирования общественного мнения. При этом тактика введения в заблуждение основана на внедрении ложной информации, тактика манипулирования – на способе воздействия на систему ценностей, установок или полное (частичное) изменение взглядов, тактика создания общественного мнения – на формировании в обществе определенного отношения к конкретной проблеме.
Г. Гринвальд составил рейтинг дезинформационных позиций (Grunwald, 2020).
Четвертое место получила дезинформация об обнаружении сервера у Д. Трампа, через который поддерживалась связь с Россией.
Третье место заняла дезинформация о неоднократных посещениях экс-главой избирательного штаба Д. Трампа П. Манафортом основателя WikiLeaks Д. Ассанжа в посольстве Эквадора в Лондоне.
Второе место заняла дезинформация о строительстве Трамп Тауэр в Москве.
Первое место получила дезинформация о доступе Д. Трампа-младшего к электронной переписке Национального комитета Демократической партии США до ее опубликования на WikiLeaks.
Необходимо отметить, что значимость военной силы как политического инструмента регулирования международных политических отношений уменьшается. На смену данной парадигмы во втором десятилетии XXI в. приходит невоенный инструментарий, включающий медийный комплекс воздействия (Подберезкин, 2018). Последнему отводится решающая роль (Володина, 2003).
Таким образом, медиа способны оказывать значительное влияние на общество, расставляя фокусы внимания и акценты в сторону целевых ориентиров. Индекс агрессивности является одним из медиаметрических показателей вектора дезинформации в освещении событий.

Литература

1. Володина Н.М. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. - М.: Изд-во МГУ, 2003. – С. 38-68.
2. Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка. – М.: Энциклопедия, 2019. – 960 с.
3. Подберезкин А.И. Стратегия национальной безопасности России в XXI веке. – М.: МГИМО-Университет, 2018. – 339 с.
4. Greydina N.L. Globalization processes in Russian mass media: prospects and consequences. In: Populism, media, politics, and immigration in a globalized world. – Madrid: Universidad Rey Juan Carlos, 2018. – P. 16–25.
5. Grunwald G.K. Disinformation and the world. – New York: Appleton, 2020. –
186 p.
6. Stent A.E. Putin’s world. - New York: Twelve, 2019. – 396 p.
Made on
Tilda