Модуль 1. Лингвистические аспекты масс-медиа

НОВЫЙ РОД СЛОВЕСТНОСТИ: СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ


Н.Ф. Медведева,

Е.В. Медведева

(Россия, Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова)


Конец ХХ в. был ознаменован появлением новых видов и разновидностей речевых произведений, соединяющих признаки уже известных видов словесности с новейшими фактурами речи (Рождественский, 2016: 92): мобильными средствами связи и сетью Интернет. В современном обществе эти новые фактуры речи обусловили возникновение речевых жанров, которые часто даже не имеют самостоятельных русифицированных названий:
· SMS (сущ., сокр. от Short Message Service) – 1) служба коротких сообщений, (технология, позволяющая посылать и принимать с помощью мобильного телефона короткие текстовые сообщения); 2) короткое сообщение (передаваемое посредством SMS) – SMS-сообщение, СМС-сообщение;
· ICQ [UaiUsi:Ukju] (сокр. от I seek you; букв. «я ищу тебя»), разг. аська – система интерактивного общения в интернете;
· E-Mail – 1) электронная почта (сетевая служба, позволяющая пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей); 2) электронное письмо (сообщение, отправленное с помощью электронной почты);
· чат (от англ. to chat – «болтать») – сервис обмена текстовыми сообщениями в режиме реального времени, позволяющий многим пользователям одновременно общаться между собой;
· форум – один из способов общения на сайте, при котором сообщения объединяются в своеобразные диалоги (каждый ответ присоединяется к исходному сообщению); в отличие от чатов, сообщения в форуме могут храниться неограниченно долго, и ответ может быть дан в любое время (даже несколько дней спустя после появления вопроса); разновидность форума – пресс-конференция – общение пользователей сайта с приглашенными гостями;
· блог (от англ. weblog) – 1. сущ. 1) блог, веблог (периодически обновляемая лента сообщений на разные темы, каждое из которых может быть прокомментировано читателями; коллективная доска обсуждений), 2) сетевой дневник, «живой журнал», ЖЖ (часто обновляемый персональный сайт, в котором публикуются комментарии автора на различные темы).

В настоящее время перечисленные речевые жанры приобретают все большую популярность, и общество ХХΙ в. уже не представляет себе общения без использования мобильных систем и сети Интернет.

В связи с этим требуется серьезное научное осмысление новейших речевых жанров и их риторических характеристик, с одной стороны, и их классификация, - с другой. Напомним, что общая классификация родов, видов и разновидностей словесности, предложенная Ю.В. Рождественским (Рождественский, 1996: 23), выглядит следующим образом:
В более поздней монографии – «Принципы современной риторики» – Ю.В. Рождественский использовал несколько иную терминологию для обозначения родов словесности, в частности термин «письменная словесность» был им изменен на «рукописная» (Рождественский, 2016: 109). Заметим, что этот второй вариант более точно характеризует указанный род словесности и снимает некоторую неопределенность в трактовке термина «письменный», поскольку он подразумевает как письменное, так и печатное изложение мысли на бумажном носителе.
Что касается термина «массовая коммуникация», то он несколько выбивается из ряда устная/ рукописная/ печатная словесность, поскольку, хотя и подразумевает использование электронных носителей, своим обозначением – «массовая», – скорее подчеркивает характер коммуникации, а не ее фактуру.
Кроме того, и термин «информатика», под которым изначально понималась составная часть массовой коммуникации, тексты, которые характеризуются вторичностью и создаются с помощью технических (механических, фотографических, копировальных, электромагнитных) видов записи путем преобразования исходного текста «в удобную для хранения и быстрого поиска форму» (Рождественский, 1996: 250), сегодня воспринимаются по-новому. Ранее в качестве главной смысловой особенности информатического текста нередко отмечался его справочный характер, а вся совокупность текстов информатики делилась на три функциональных класса:
· автоматизированные системы управления,
· системы информационного поиска,
· реферативные издания (Рождественский, 1996: 257).
Другими словами, ранее к информатике относились в основном разного рода архивы и базы данных в сочетании с системами компактного хранения и удобного поиска информации.
Однако с появлением сети Интернет, возникшей благодаря усовершенствованию возможностей телефонии и ЭВМ, представление об информатике как о виде словесности, связанном с архивами информации, оказалось в положении неустойчивого равновесия. С одной стороны, новые разновидности «интернет-текстов» и информатика не могут не быть тесно связаны друг с другом, так как они обладают одинаковой фактурой и отчасти основываются на использовании разнообразных баз данных. С другой стороны, «интернет-тексты» кардинально отличаются от информатических, поскольку в сущности представляют собой разновидности (устного) диалога, палеографии, массовой информации и рекламы. При этом в отличие от массовой коммуникации, которая является однонаправленной и не дает возможности рядовому получателю информации участвовать в создании сообщений массовой коммуникации, новые речевые жанры не только позволяют, но и нередко требуют смены ролей «адресант» - «адресат» в рамках речевого акта, осуществляющегося с помощью сети Интернет или мобильной телефонной связи.
Помимо этого, с появлением новых фактур речи коммуникантам стали доступны и такие виды деятельности, которые ранее осуществлялись только в рамках устной, реже рукописной или печатной словесности, например, игры и торговля. В сфере массовой коммуникации лишь распространяется информация о возможностях развлечения или приобретения товара/ услуги, а соответствующие виды деятельности осуществляются с помощью других фактур речи. Современные же технические возможности интернета позволяют, например, совершить и оплатить покупку, не отходя от компьютера, после чего приобретенный товар доставляется на дом с курьером торговой компании. В некоторых случаях, например, при покупке компьютерных программ, музыкальных записей, электронных игр, кинофильмов, литературных произведений и пр., товар (в электронном виде) после оплаты доставляется покупателю с помощью его личного средства связи – домашнего компьютера или мобильного телефона. Иначе говоря, вся совокупность речевых действий, связанных с куплей/ продажей, включая и самый акт получения покупки, может быть осуществлена с помощью именно технического средства передачи речи.
Важно подчеркнуть, что новые фактуры речи способны «подстраиваться» под индивида и формировать поток информации сообразно его личным предпочтениям. Имеется в виду не только возможность целенаправленного заказа рассылок сообщений (новостей, анекдотов, тостов и т.п.) по интересующим адресата темам посредством электронной почты или SMS-сообщений, но и тот факт, что современные автоматизированные системы способны «сами» определить круг увлечений и потребностей пользователя сетью Интернет и предложить ему специальную подборку информации, составленную с учетом его личных вкусов и пристрастий. Так, например, воспользовавшись поисковой системой для сбора информации по вопросу приобретения бытовой техники, пользователь сможет получать сведения о распродажах бытовой техники и рекламу технических новинок при каждом посещении данного поискового сайта. При этом информация часто автоматически подбирается с учетом данных анкеты, которую обязан заполнить каждый абонент почтового сайта. Так, если пользователь указал в анкете, что у него есть ребенок, то вполне вероятно, что на странице личной почты его будет ждать реклама детских товаров или мероприятий для детей.
Таким образом, развитие телефонных систем и появление новых фактур речи – сети Интернет и мобильной телефонии – привело к возникновению не просто новых видов и разновидностей речевых произведений, а к формированию нового рода словесности. Основные конституирующие признаки этого нового рода словесности можно выявить, соположив его с предыдущей ступенью развития словесности – массовой коммуникацией – на основе признаков массовой информации, описанных Ю.В. Рождественским (Рождественский, 1996: 241-242):
Однако в отличие от массовой коммуникации, речь в которой передается от коллегиально-кооперативного речедеятеля широким массам без возможности диалога в том же роде словесности, в новом роде словесности речевой акт осуществляется по модели «каждый с каждым». В данном случае речедеятель может быть как коллегиально-кооперативным (например, на сайтах компаний или СМИ), так и индивидуальным (в блогах, чатах, ICQ и т.д.), при этом у каждого пользователя интернетом или мобильной связью почти всегда есть возможность вести диалог в том же виде словесности, по крайней мере, - в том же роде, пользуясь той же фактурой речи.
Очевидно, что основное отличие нового рода словесности от уже известных заключается в том, что речедеятель может преодолеть пространство (а отчасти и время) и общаться лично (а не опосредованно, как в массовой коммуникации) с теми, кто удален от него на десятки тысяч километров, причем без временных потерь (как в палеографии) – вести живой диалог, дискуссию и даже принимать участие в конференциях, совещаниях, практически лично присутствуя на них за счет дополнительного использования веб-камер и сопутствующих технических устройств. Общение может осуществляться как между двумя собеседниками, так и между группами лиц, благодаря сетевой структуре Интернета и мобильных систем. Продолжая классификационный ряд, предложенный Ю.В. Рождественским, вполне логично обозначить этот новый род словесности сетевой коммуникацией.
Основными конституирующими признаками сетевой коммуникации как рода словесности, очевидно, являются следующие:
1. Фактура речи обусловлена использованием мобильных систем и сети Интернет, функционирующих за счет цифровых носителей (что и обеспечивает возможность создания пользовательских сетей).
2. Непременным условием создания и получения речи является наличие соответствующих технических устройств, без которых участие в коммуникации невозможно.
3. Автором речи может являться как отдельная личность (например, в случаях с SMS, комментариями в форумах или электронными письмами), так и коллегиально-кооперативный речедеятель (например, создатели Интернет-энциклопедий или рекламных баннеров). При этом следует учитывать и тот факт, что в сфере технического обеспечения мобильных и Интернет-сетей занято множество людей, которые не только обеспечивают возможность функционирования сетевой фактуры речи, но и в определенной степени являются соавторами некоторых сообщений (например, дизайнер сайта как создатель визуального оформления ресурса формирует и внешний вид полилога в чате, комментариев в форуме и т.д.).
4. Создатель и получатель речи могут быть разобщены как в пространстве, так и во времени, поскольку могут находиться в любых точках мира и принимать/ передавать сообщения в удобное для них время. Так, электронное письмо будет «ждать» в электронном ящике адресата, пока тот не найдет время ознакомиться с его содержанием.
5. Создатель и получатель речи могут вести диалог в одном и том же виде словесности.
6. Диалог/ полилог может осуществляться по моделям «один на один» (например, в непосредственно в телефонном разговоре по мобильному телефону, SMS-сообщении, ICQ-общении и т.д.), «один со всеми» (например, в статье в электронной версии газеты, посте в блоге и т.д.), а также «каждый с каждым» (например, в чате, видеоконференции и т.д.).
7. Получатель информации может сохранить ее, при этом и совокупность текстов сетевой коммуникации в значительной части подлежит хранению, хотя с течением времени сохраняемая часть может подвергнуться изменениям или замене на более актуальную информацию (например, содержание сайтов разного рода, электронных библиотек, блогов и т.д.).
Принимая во внимание тот факт, что классификация родов, видов и разновидностей словесности разрабатывалась Ю.В. Рождественским еще до бурного расцвета сети Интернет и мобильной связи, а также, учитывая то обстоятельство, что новые роды, виды и разновидности словесности возникают благодаря новым фактурам речи на основе уже имеющихся видов словесности, приведенная выше схема в настоящее время может быть представлена следующим образом:
Таким образом, сетевая коммуникация представляет собой новый род словесности, существующий благодаря новым цифровым видам связи – мобильной и Интернет, который обладает новыми, уникальными возможностями в плане устного и письменного общения, хранения и обмена информации, а также ее использования в коммерческих и развлекательных целях.

Литература

1. Интернетско-русский разговорник // http://slovari.yandex.ru/
2. Рождественский Ю.В. Общая филология. – М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. – 396 с.
3. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. – М.: Свр-Аргус, 2016. – 318 с.

Made on
Tilda