Отзыв

на исследовательскую работу С.Н.Чижиковой

«Функциональные особенности лингвистических и паралингвистических феноменов в коммуникативном пространстве гипертекста»

Данное исследование является одним из основополагающих трудов по развитию электронного гипертекстового пространства как перспективного когнито-лингвистического направления, изучающего процесс системного описания виртуальных коммуникативных образований.


Необходимо признать, что на современном этапе осуществлен переход на новый информационный уровень развития цивилизации. Повсеместно ощущается наступление виртуальной Интернет-деревни, всемирной паутины, когда еще более мощные электронные средства массовой коммуникации объединили человеческое сообщество в гиперинтеллект, коллективный разум, сетевое сознание.

В этой связи проблема комплексного описания электронно-опосредованной коммуникативной единицы – одна из наиболее сложных и многоплановых в современном языкознании. Её можно назвать даже «лакунарной» - и это при достаточном числе работ, как теоретических, так и описательно-прикладных. Но никакого противоречия в этом не наблюдается, так как причина своеобразной «неуловимости» специфики виртуальной коммуникации скрыта в ее природе. В этой связи реферируемая работа, ставящая одной из целей - разработку механизмов формирования гипертекста на основе анализа его коммуникативно-функциональных особенностей, является актуальной и значимой в теоретическом и практическом планах.

В ходе научного исследования автор ставит и успешно решает целую серию задач по конкретизации и интерпретации коммуникативно-прагматической роли вербального и паравербального знака в структуре семиосистемы на уровне полифункциональной реализации англо- и русскоязычных гипертекстов.

Научная новизна данного труда состоит в умелом сочетании теоретико-концептуальных параметров предметно ориентированных исследований и возможностей практических изысканий, в результате чего автором впервые дистинктивно обозначена уровневая содержательная структура гипертекста, его композиционно-смысловая структура, детерминированы когнитивные функции анализируемого объекта исследования, установлена релевантность знака в основе механизма взаимодействия лингвистических и паралингвистических компонентов коммуникативного образования электронной формы.

Первая глава «Гипертекст как моделируемая единица коммуникации» носит аналитико-описательный характер, поднимая и уточняя вопросы критериев выделения гипертекста, его статуса, формируя понимание обобщенного категориального значения данного понятия как единства множества аспектов, доминирующими из которых являются коммуникативный и когнитивный, определяя перспективы развития этой категории.

Феномен гипертекста можно обсуждать с нескольких точек зрения. Во-первых, это особый способ представления, организации текста. Во-вторых, новый вид текста, противопоставленный по многих свойствам традиционному тексту, сформированному в гутенберговском формате книгопечатания. В-третьих, это новый способ, инструмент и технология понимания текста.

В рамках данной главы автор подвергает анализу гипертекст как многоаспектную интегральную модель, обращая особое внимание на коммуникативную составляющую. Последняя является релевантной характеристикой гипертекста. В свое время канадский ученый М. Маклюэн занимался анализом коммуникативного процесса, проанализировав коммуникационную эволюцию человечества и выделив три периода, отличавшихся степенью формирующегося воздействия доминирующих средств массовой коммуникации на восприятие и освоение мира человеком: «человек слушающий» в первобытной устной культуре, «человек смотрящий» (печатающий у М.Маклюэна) на этапе преобладание письменно-печатных форм передачи информации и человек, одновременно «смотрящий и слушающий», – в современную эпоху распространения электронных средств информации.

В этой связи необходимо заметить, что гипертекст представляет собой основу организации и гарант функционирования информации в электронном пространстве. Автор вполне обоснованно разворачивает траекторию своего исследовательского интереса от структурно-систематизирующего лингвополя к прагмафункциональному. В результате такая культурная субстанция нашего века как гипертекстуальность описывается в свете теории речевой коммуникации при использовании речедеятельностного подхода.

Автор представляет всю многоцветную полифонию существующих взглядов и точек зрения на вопрос определения гипертекста, эксплицирует взаимосвязь структуры языка и мысли при этом освещает многомерное функционирование пространственной организации текста на фоне сегментарной действительности.

Вторая глава «Гипертекст как интегрированная семиотическая система: функциональный аспект» посвящена рассмотрению структурных компонентов гипертекста на семиотическом уровне при использовании когнитивно-паралингвистического подхода. Функциональная прагмаориентация отличает демонстрируемый в данной главе подход.

Сложно не согласиться с тем, что гипертекстовые технологии позволяют продуктивно сочетать различные вилы информации – традиционный текст, звук, таблицу, график, схему, движущееся изображение. Размышления С.Н.Чижиковой имплицитно отражают достаточно значимую мысль о воплощении многообразия мира в «коллажном» гипертексте, матричной форме представления информации - так называемая концепция мозаичности мира Г.Инниса, развитая М.Маклюэном.

Автор грамотно с исследовательской стороны осуществляет навигацию по структуре гипертекста. Читатель двигается по маршруту, анализируя компоненты гипертекста. Данные маршруты могут быть множественными и коррелируют с различным прочтением гипертекста. При этом тип чтения гипертекста детерминируется не только маршрутом, но и качественными характеристиками, связанными с пониманием информации, содержащейся в узлах. Возможна реализация как медленного, так и быстрого типа чтения. Небезынтересным представляется тот факт, в соответствии с которым при осуществлении медленного типа чтения читатель получает возможность делать заметки, привязывая их к узлам гипертекста. При использовании быстрого типа чтения пользователь обретает возможность маркирования необходимых информационных фрагментов.

Исследователь обращает внимание на механизм взаимодействия вербальных и паравербальных элементов текста с семиотической точки зрения. В поле исследования появляются разноуровневые понятия - темемы, узлы перехода, ссылки, которые рассматриваются как языковые феномены на основе их знаковой природы. Наблюдательность исследователя позволяет определить их структурные отношения, установить рекуррентность их коммуникативного функционирования, выявить релевантность конкретной информации в сфере гипертекста. Автор работы анализирует механизмы взаимодействия вербальных и невербальных средств. Под последними имеются в виду паралингвистические знаки в форме графических средств (различные типы изображений, письменных знаков, шрифтовое оформление). Именно они способны оказать сильный коммуникативный прагмаэффект на процесс трансляции и восприятия информации в рамках гипертекста.

Значимыми для исследования становятся композиционно-содержательные формы гипертекста и их функциональный потенциал. Каждое из композиционных звеньев обретает целевую установку коммуникативно-когнитивного свойства на фоне пошагового построения и функционирования гипертекста.

Теоретический вклад работы состоит в интегрированном исследовании специфики формирования гипертекста с последующей интерпретацией его прагмафункционального воздействия.

Практическая ценность реферируемого труда определяется возможностью и потребностью использования его результатов в ходе разработки не только лекционных и спецкурсов по теории языка, психолингвистике, когнитивной лингвистике, паралингвистике, компьютерной лингвистике, стилистике, теории и практике перевода, но и в рамках профессионального анализа текста, как для создателя электронно-информационного пространства, так и для потребителя соответствующей информации (читателя).


Доктор филологических наук, профессор

Н.Л.Грейдина


Next news

Made on
Tilda